Добрый день!
Я отец ребёнка-инвалида с расстройством аутистического спектра Анастасии, 2011 года рождения. Мы ходим в обычный сад, но нам созданы специальные условия в соответствии с заключением ЦПМПК от 2016 года – предоставлен сопровождающий, есть дополнительные занятия с логопедом, дефектологом и психологом. Настя не разговаривает, основные бытовые навыки сформированы не до конца, много стереотипии. В то же время мы занимаемся АВА на дому, и благодаря данным занятиям Настя общается с помощью карточек ПЕКС и потихоньку обретает различные навыки.
В этом году Насте исполнилось 7 лет, и встал вопрос о переходе в школу. Мы проживаем в районе Печатники, рядом с нами нет ни коррекционных школ, ни школ с ресурсными классами. Вариант с тем, чтобы возить ребенка в школу в другой район затруднителен – Настя плохо переносит дорогу, ранее мы пробовали посещать специализированный детский сад в Марьино, но вынуждены были вернуться в детский сад у дома, т.к. из-за стресса после дороги ребенок регрессировал. В связи с этим, а также с учетом того, что ребенок, по мнению наших педагогов, ещё не готов к школе, мы планировали ещё год походить в сад. Через год мы планируем переезжать и будем выбирать место переезда с учетом наличия необходимых школ.
Выданное нам в 2016 году заключение ЦПМПК подлежало коррекции в 2018 году, в связи с чем в мае 2018 мы снова прошли ЦПМПК. По итогам данной комиссии было подготовлен заключение, в соответствии с которым нам было предложено перейти в школу. Выслушав нашу ситуацию, председатель ЦПМПК проинформировал, что они могут выдать заключение о продлении обучения в детском саду только в случае соответствующего указания в медицинском заключении. В медицинском же учреждении (ПНД16) мне сообщили, что не уполномочены принимать такие решения и это зона ответственности ЦПМПК. Также руководитель ПНД рассказал о совещании, проходившем в психиатрической больнице №6, на котором специалистам медицинских учреждений было доведено, что принятие таких решений находится в зоне ответственности ЦПМПК, и отметил, что несколько врачей уже были наказаны за необоснованное внесение в медицинское заключение рекомендаций о продлении обучения в детском саду.
В настоящий момент я забрал заключение ЦПМПК и буду разговаривать с образовательным учреждением, в котором мы сейчас обучаемся, о возможности создания в нем специальных условий, предусмотренных в заключении, однако полагаю, что я столкнусь с большими трудностями с учетом того, что в заключении ЦПМПК указана программа 8.4. Также рассматриваю вариант корректировки существующего заключения, путем проведения расширенной комиссии ЦПМПК.
В связи со сложившейся ситуацией, хотел бы задать несколько вопросов:
• К чьей зоне ответственности относится определение возможности продлении обучения в детском саду, ЦПМПК или медицинского учреждения? Каким нормативным документом это установлено?
• Приказной или рекомендательный характер носит заключение ЦПМПК, возможно ли продление обучения в детском саду на основании решения сада?
Заранее благодарен за ответ.
Категория:
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Нахождение ребенка в детском саду может быть продлено по решению учредителя последнего при наличии уважительных причин. Представленное в образовательную организацию заключение ПМПК обязательно для исполнения.
В соответствии с действующим законодательством получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», далее по тексту - Закон).
Получение дошкольного образования, присмотр и уход в образовательной организации обеспечивается воспитанникам в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Следовательно, сроки получения дошкольного образования могут быть увеличены, однако на практике не все так просто.
Законодательством на сегодняшний день не определено, что именно является основанием для продления дошкольного образования. Из логики ч. 2 статьи 64 Закона вытекает, что ребенок к возрасту начала получения школьного образования должен достичь уровень развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ.
При этом критерии уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им образовательных программ, в нормативных правовых актах также не установлены. Как вариант можно использовать целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155), которые представляют собой примерные социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Иными словами, если уровень развития ребенка ниже, следовательно, дошкольное образование может и должно быть продолжено.
К сожалению, законодательство также не содержит и перечня документов, необходимых и достаточных для продления начального обучения – это остается на усмотрение органа образования. Где-то достаточно заключения психолога или врача, а где-то необходимо предъявить заключение ПМПК.
В Вашем случае я рекомендую поинтересоваться процедурой продления обучения и необходимыми документами в самом детском саду и/или написать запрос в управление образования региона проживания, который в течение 30 дней обязан направить Вам письменный ответ.
Что же касается «зоны ответственности» организации, определяющей необходимость продления дошкольного образования, здесь также нет однозначного решения. Все зависит от формулировок, имеющихся на этот счет в заключении ПМПК, а также от заключения специалистов.
Если Вы как родитель видите, что ребенок не смог освоить программу дошкольного образования и не готов к школе, целесообразно по-максимуму собрать рекомендации специалистов (педагогов, психологов, врачей) о необходимости продлить дошкольное образование (или с какими-то иными формулировками, свидетельствующими об отставании в освоении дошкольной программы) и повторно обратиться в ПМПК. Помните, что в случае несогласия с выводами заключение ЦПМПК всегда можно обжаловать в суде.
Если все же будет принято решение об обучении в школе, от последней следует потребовать разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Данная программа разрабатывается на основе варианта 8.4 для детей с тяжелыми нарушениями аутического спектра и позволяет включаться в образовательную среду постепенно и дозированно.
Помните, что предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК обязательно для исполнения, но, даже если в заключении не указано о продлении обучения в д/с, это может быть сделано по решению его учредителя.
Отвечает юрист Анна Басова:
В части возможного продления дошкольного обучения все остается так же: по заявлению родителей образовательная организация вправе разрешить прием детей на обучение в школе в более раннем, чем 6,5, или более позднем, чем 8 лет, возрасте.
Изменения в подходе к дошкольному образованию, вернее, разъяснения Министерства просвещения РФ, на которые я бы обратила внимание, заключаются в следующем:
- при комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ, при этом при объединении детей с разными нарушениями в развитии должна учитываются направленность адаптированных программ и возможность их одновременной реализации в одной группе;
- зачисление ребенка с ОВЗ возможно только в группу комбинированной или компенсирующей направленности. Полагается, что зачисление ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу без смены направленности группы нарушает его права на создание специальных условий.
Более подробно об этом см. Письмо от 16 мая 2019 г. N ТС-1192/03 “О направлении информации”.
Добрый день! У нас ситуация такая: Ребёнок-инвалид (аутизм), 29 августа 2020 года ему будет 8 лет. Сейчас обучаемся в коррекционном детском саду для детей с ОВЗ, в старшей группе. Получилось так, что в три года мы пошли в обычный детский сад и ходили туда два года, но в основном эти два года мы болели, лежали в больницах и ездили по врачам. В 5 лет прошли комиссию ЦПМПК и получили заключение о необходимости в коррекционном детском саду на весь период дошкольного образования. Когда переходили в этот садик, где ребёнок обучается сейчас, нас взяли в самую младшую группу, объяснив это тем, что ребёнок не говорящий, а в младшей группе будет постоянно находиться логопед, которая разработала свою методику, как раз для неговорящих деток. Мы естественно согласились, и подписали с детским садом договор до 31 мая 2021 года, то есть на 4 года. Ребёнок действительно заговорил, проснулся интерес ко всему окружающему, стал самостоятельно одеваться и кушать, развитие медленно, но верно прогрессирует, за что я очень благодарна специалистам ДОУ.
В прошлом году в ДОУ сменилось руководство и меня вызвали с целью перевода ребёнка в школу. Но я отстояла наше нахождение в детском саду ещё на год. Сейчас опять зреет вопрос о нашем исключении, так как ребёнку на момент 1 сентября будет уже 8 лет и на основании закона они не могут нас обучать. Но от других родителей, я слышала, что и до 9 лет дети-инвалиды могут обучаться в садике. Можем ли мы остаться ещё на год? Ведь программа дошкольного образования ребёнком не пройдена, на следущий год он должен пойти как раз только в подготовительную группу, заключение ЦпМПК также на весь период, ребёнок на инвалидности, договор с детским садом до 2021 года и ещё у нас есть заключение от врача из Всероссийского центра эндокринологии (у ребёнка сопутствующее заболевание), в котором написано, что ему необходимо продлить дошкольный уровень ещё минимум на 1 год. Помогите пожалуйста, разобраться...