В числе тех, кто останется для последующих, более счастливых поколений «особых» детей, безвестными борцами за их благополучие, можно смело назвать и Антонину Васильевну Сергееву.
Публикуем комментарий к письму мамы Вани Сергеева
История Вани Сергеева, рассказанной его мамой
Комментарий В. Я. Рыскиной
Центр лечебной педагогики (Москва), социальный адвокат
Наверное, история не сохранила имена тех замечательных, самоотверженных родителей, которые стояли у истоков борьбы за права детей-инвалидов в тех странах, которые являются ныне образцом гуманной социальной политики – Швеции, Германии, Швейцарии, Франции. Это были люди, которые не пожелали мириться с тем, что их дети являются гражданами второго сорта, изгоями общества, и потребовали, чтобы их тоже считали людьми, обладающими равными правами со здоровыми детьми. Мы знаем, каких фантастических (по нашим представлениям) успехов удалось достичь с тех пор развитым странам Европы и Америке. В нашей стране сейчас тоже начинает формироваться новый взгляд общества на проблемы необычных, тяжелобольных детей, в частности детей с серьезными нарушениями психоречевого развития. И в числе тех, кто останется для последующих, более счастливых поколений «особых» детей безвестными борцами за их судьбы, можно смело назвать и автора нижеприведенного письма Антонину Васильевну Сергееву.
Письмо ее оставляет очень светлое впечатление. В отличие от некоторых других мам, также ощущающих беспомощность, одиночество, оставленность один на один со своими проблемами равнодушным государством , она не выражает бурного возмущения, не употребляет напрашивающихся невольно сильных выражений в адрес безразличных, неквалифицированных чиновников и «специалистов», а спокойно излагает историю борьбы за то, чтобы ее сын Вася, имеющий диагноз «ранний детский аутизм» мог учиться и развиваться, подобно всем другим детям. Не на уровне здоровых детей, но реализуя полностью тот умственный и познавательный потенциал, который был дан ему Господом.
Маму не убедило признание МПК ребенка необучаемым. И благодаря ее настойчивости и участию в судьбе мальчика настоящих специалистов и чутких людей, Вася доказал, что может и хочет учиться. Но на примере этого ребенка мы видим, с какой неповоротливой, тяжелой бронированной государственной машиной приходится иметь дело родителям «особых» детей. Государство не только не поощряет инициативу таких энергичных, умных и ответственных родителей, но пытается всячески ставить преграды на их пути.
История, излагаемая Антониной Васильевной, с одной стороны грустная - ведь маме так и не удалось несмотря на многомесячные изнурительные усилия получить компенсацию за обучение своего ребенка самостоятельно, на дому (хотя учить его таким образом пришлось из-за несомненной вины медико-психолого-педагогической комиссии, вынесшей Васе ужасный (хочется сказать – преступный) приговор - «необучаемый»(!)
Прошу вас обратить внимание на нижеследующие «авторитетные» высказывания в письме, подписанном Министром образования Саратовской области В.Л. Чепляевым: «Эти дети обладают лишь самыми рудиментарными формами невербальной коммуникации… Из 13 обследованных детей восьми показано развитие познавательных процессов и навыков общения… Пяти детям … рекомендовано наблюдение и лечение в условиях стационара, привитие элементарных бытовых навыков в домашних условиях или в условиях учреждений министерства труда и социального развития… Для подтверждения возможности обучения ребенка-инвалида на дому или на семейной форме получения образования ему необходимо пройти углубленное обследование в условиях детского отделения Саратовской областной психиатрической больницы». Этот документ даже не нуждается в комментариях, настолько красноречиво агрессивное педагогическое невежество готовивших его людей , отсутствие у них всякого представления о современных взглядах на эффективную реабилитацию детей, в отношении которых «проведено обследование».
Еще один документ (за подписью начальника отдела образования Администрации Кировского района г. Саратова): «Ваш ребенок Сергеев Василий обучению не подлежит (справка № 252 от 27.03.03 г.)».
А вот еще одно заключение: «Мальчик…испытывает трудности общения с внешним миром, не может сразу установить контакт с окружающими людьми.» Затем мальчик «успокаивается и начинает выполнять задания, проявляя интерес, настойчивость и доводит задание до конца. Пишет… письменными буквами слова, фразы, при этом отмечается абсолютная грамотность. Быстро складывает 2-х, 3-хзначные числа, дроби, решает простые уравнения. К математике проявляет интерес. Читает, любит музыку.» Как вы думаете, о каком ребенке идет речь в этом заключении? Представьте себе, о «необучаемом» Васе Сергееве!
Надо сказать, что через год МППК признала собственный ляпсус, вынеся противоположный «вердикт» в отношении этого ребенка, который мог бы сказать ученым дядям и тетям словами Высоцкого: «…а я тот же самый!»). Изобретательность людей, противостоящих Васе и его маме поражает: сперва ей отказывают в ее требовании по причине той самой «необучаемости», которая превратилась затем в обучаемость, далее после семимесячного (!) судебного процесса ей отказывают уже потому, что иск предьявлен к другому ответчику (хотя и надлежащий, и ненадлежащий ответчик относятся к системе Министерства образования и такой пробел в оформлении искового заявления устраняется элементарно после соответствующего предложения судьи), затем в следующем судебном процессе уже из-за отсутствия квитанций или чеков, которых изначально не могло быть, т.к. мама, ставшая в безвыходной ситуации педагогом для своего сына, естественно, не выписывала самой себе никаких квитанций.
Попытки Сергеевой получить гарантированную ей законом компенсацию за оказанные услуги по реабилитации Васи были также успешно отражены, невзирая на то, что Областной реабилитационный центр, назначенный МСЭК исполнителем программы реабилитации мальчика, отказал ему в помощи. Кажется, что Сергеева попала в замкнутый круг неразберихи, некомпетентности, нежелания вникать в проблемы ее сына.
Но почему же чтение письма оставляет все-таки впечатление радости и надежды? Может оттого, что удалось собрать группу родителей, имеющих детей с подобными проблемами и любящих их так же самоотверженно и горячо, как Антонина Васильевна? Оттого ли, что на пути ее встретились и очень добрые, деятельные и отзывчивые люди, о которых Сергеева пишет с искренней благодарностью: председатель созданной в Саратове организации Сочнева Л.П., высококвалифицированные специалисты Никольская О.С., Бородина Л.Г., Козорез А.И., Агафонова Е.Л., автор оказавшейся для нее необходимой книги А.А. Сошинский. Или это впечатление возникает, когда читаешь о новогоднем празднике в доме Антонины Васильевны, где было так интересно и весело ребятам, обычно лишенным возможности встречаться со сверстниками в детских садах и школах (подобно детям с такими же проблемами, живущим в других странах, и – увы – в других условиях).
Книга Сошинского, о которой упоминает мама, называется «Зажечь свечу». Вот и Антонине Васильевне удалось зажечь вроде бы еще маленький, слабый огонек, который, однако же, не удалось потушить всем ее таким сильным, власть имущим противникам. «И свет во тьме светит…», потому, наверное, и светло на душе от ее письма. Несмотря даже на эту удручающую сумму в конце текста: 2190 рублей на двоих в месяц…
Добавить комментарий