Мой сын, 9 лет, на инвалидности, диагноз - детский аутизм, легкая умственная отсталость. Учится во 2-м классе коррекционной школы 8-го вида. Нужно сказать, что ребенок пришел в школу уже с определенными знаниями, заложенными мною. Бегло читает, считает, творчески одарен... У сына нарушено понимание обращенной речи до сих пор, простое дается очень сложно, избирателен во всем, возможна цикличность действий и т.д. Очень чувствителен к интонациям, запретам, неудачам, может проявлять агрессию к себе из-за вышеперечисленного и когда находится в эмоциональном дискомфорте.
1-й класс просто "отсидели" с пожилой учительницей, в глаза не видевшей таких ребятишек. В начале 2-го года обучения нам дали прекрасного педагога (дети в рот ей заглядывали), но после 3 месяцев работы ее выжила администрация школы в лице завуча (знатной буквоедки и крючкодела), постоянно принижавшей ее заслуги, под предлогом недостаточного выполнения "бумажной" работы. Уволилась учительница, для детей колоссальный стресс.
Поставили нам временно другого педагога. Долго проходила адаптация, все же педагог смогла найти контакт и точки соприкосновения. В третьей четверти нам опять меняют педагога. Детям опять стресс, опять адаптация. Учитель вроде и с образованием педагог-олигофренолог, но совершенно отсутствует понимание работы с детьми с РАС и желание совершенствоваться не прослеживается. За три учебных месяца дети не продвинулись вперед ни на "миллиметр", взаимопонимание с педагогом так и не найдено. Педагог требует от детей дисциплины и послушания, соответственно, поведение моего ребенка ухудшилось, он начал опять циклиться и замыкаться, проявляет агрессию к себе при неправильных повышенных интонациях и неудачах, перестал идти на контакт и пытаться общаться.
В конце года выясняется, что класс будут разделять на два 3-х класса. В одном будут учиться дети по 1-му варианту (с легкой умственной осталостью, 3"А") - трое детей без инвалидности и мой сын. И второй, 3-й"Б" класс, по 2-му варианту обучения, где остаются ребятишки с умеренной умственной отсталостью, с которыми мой сын контактирует гораздо лучше, а они с ним... В этом классе будет преподавать педагог, которого нам ставили временно и которая нашла контакт с сыном. А в 3"А" остается педагог, не умеющая работать с аутистами.
Я три раза ходила к директору по вопросу о переводе моего сына из будущего 3-го "А" в 3 "Б", в класс с адаптированным учителем и адаптированной группой учеников. При первом разговоре директор была согласна полностью, но вмешалась завуч и потребовала документального обоснования перевода. Послала нас к психиатру, мы чуть не пошли на оспаривание диагноза, но потом оказалось, что все классы на свое усмотрение формирует только школа. И прекрасно можно найти обоснования для перевода моего сына, если условия обучения ухудшают его психофизическое состояние и если перевод способствует преодолению коммуникативных барьеров и достижению эмоцмонально-комфортного состояния ученика с ОВЗ.
Я прочла все адаптированные программы для детей с РАС, с умственной отсталостью, гос. стандарт, внутренние правила и устав школы и еще кучу нормативной литературы, и нигде нет предписаний для отказа в переводе для совместного обучения детей с 1-м и 2-м вариантом обучения. В классе вместе с моим сыном будет учиться всего 5 человек, что не превышает допустимое количество. При устной беседе с педагогом мною получено ее устное согласие, и все родители только "за".
Я написала заявление на 4 листах с обоснованием причин перевода. В конце указала, что в случае отказа требую предоставить в письменном виде формулировку отказа с обоснованием причин. Ходила к директору, просила. Назначили педсовет на завтра.
Какие перспективы, по-Вашему, у моего вопроса перевода моего ребенка в более благоприятный класс с адаптированным педагогом и учениками, с которыми ребенок имеет желание контактировать? Чем еще можно аргументировать необходимость создания для моего сына условий с учетом его эмоционального состояния, особенностей развития и обучения, состояния здоровья?
Комментарии
Комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
Уважаемая Татьяна, на настоящий момент Вы сделали всё, что могли. Если подходить к вопросу объективно, то школа как раз выступает в защиту прав ребенка. Из Вашего письма видно, что у ребенка РАС и легкая умственная отсталость. Если исходить из нормативной базы, то образовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью и для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью по содержанию должны отличаться. С 1 сентября 2016 года начинают действовать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Эти стандарты будут иметь силу только для первоклассников этого года и всех следующих лет. Однако безусловно будут под него перестраивать и образование тех детей, которые поступили в школу ранее.
Согласно указанным стандартам ребенок, о котором идет речь, должен, судя по имеющимся данным, обучаться по варианту адаптированных образовательных программ для детей с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - вариант 8.3. Это соответствует первому варианту адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью с точки зрения комплектования классов. Стандарты устанавливают, что вариант программы определяет ПМПК и переход с одного варианта программы на другой осуществляется на основании заключения ПМПК.
При этом надо отметить, что основной принцип стандартов, - в спорных ситуациях выбирать более сложную программу обучения. Поэтому вполне понятна реакция школы. Фактически Вы требуете снизить уровень образования ребенка. Однако, надо заметить, что вопрос прежде всего стоит организационный. Дети, которые должны обучаться по разным программам, могут находиться в одном классе. Запретов для этого нет. Конечно, школе проще комплектовать классы по принципу «в одном классе – одна программа». Таким образом ребенок с одним вариантом программы может обучаться среди детей с другим вариантом программы, но по своей программе. Задача школы в этой ситуации – обеспечить обучение ребенка по определенной для него программе. А это, как все понимают, может быть непросто.
Важным моментом является и то, что ребенку необходима не однородная программа обучения для детей с умственной отсталостью, а адаптированная и для детей с РАС. В связи с этим ребенок будет обучаться и в первом классе (для детей с легкой умственной отсталостью) по другой программе, отличной от программы для детей с умственной отсталостью без РАС. И в связи с этим при выборе класса важны навыки педагога по работе с детьми с РАС. Это может быть хорошим аргументом.
Скорее всего в заключении ПМПК фигурирует только образовательная программа для детей с легкой умственной отсталостью, что несколько усложняет ситуацию. Если в заключении ПМПК и вовсе указана образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, то важно отследить, чтобы содержание программы при обучении во втором классе (для детей с умеренной умственной отсталостью) для ребенка не снижалось.
Надежда,Доброго времени суток)
Вы меня немного не правильно поняли...Речи не идет,чтобы ребенок с легкой умственной отсталостью учился по 2му варианту!Разные варианты обуения-это всего лишь разные нагрузки,требования и разные итоговые достижения...Ребенок у нас-с умеренными психическими расстройствами... Я хочу добиться того,чтобы он учился с детьми примерно одного с ним уровня психического развития,с которыми он чувствует себя более эмоционально комфортно...и с педагогом,сумевшим подобрать к нему определенные ключи...
Граммотно организовать работув классе с учениками разных варианотв обучения конечно сболее сложно,чем оставить все,как есть...Но!для опытного педагога не составит колоссальных трудов...Если немножко стараться огранизовывать работу во благо детей,а не только в угоду собственной выгоде,собственному покою и "страхам и рискам"....
Педсовет прошел...печатный отказ был готов еще до педсовета...аргументы мои никто не услышал...более того завуч позволила себе высказывания"не нравятся учителя-есть другие школы...есть семейное обучение,но там же нужно платить деньги..."(дословная цитата),считаю это косвенным оскорблением и некомпетентным повдением...еще услышала-"мы что должны слеить за вашим ребенком на переменах","мы ,что должны вашему ребенку индивидуально подбирать педагога.."(к слову у сына в ИПР написано-нуждается в постоянном контроле...) ,что подрезаю крылья молодым учителям,сталкиваю кого-то лбами,что нет в школе финансирования на курсы для повышения квалификации учителей и они обучаются за свой счет при ЗП в14000р....и еще куча всяких гадостей,вывертов и дизинформации....
Я настроена решительно...пока не получила на руки официальный ответ...после получения,планирую писать в мин.образования ,в прокуратуру и т.д.
И ,большое спасибо,Вам за ответ)
Комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
Татьяна, добрый день!
Вы действуете в интересах ребенка, действуете грамотно. Школа сопротивляется, потому что непривычно что-то менять ради одного ребенка. Школа не только боится перемен, скорее всего она не знает, как правильно их совершить, оформить.
В своем ответе я старалась показать, чего опасается школа, и указать на аргументы в защиту Вашей позиции. Если есть необходимость, можем помочь в составлении обращения в органы власти.