Здравствуйте!
Ребенок учится в 4 классе по программе 8.3. Диагноз аутизм, есть инвалидность. В принципе, неплохо учился до этого, но в 4 ему стало сложнее. В этой связи школа сама назначила ППК (на следующей неделе) – без моей просьбы и моего заявления. Это законно?
Но главный вопрос в другом. Скажите, пожалуйста, можно ли ребенку сейчас пролонгировать обучение, причем в классно-урочной системе, а не на индивидуальном обучении? Можно ли сейчас его снова отправить учиться в 4 класс, ведь в запасе у него еще два года есть по этой программе? Классный руководитель очень убеждала меня пойти снова на ЦПМПК и снизить ему программу до 8.4: тогда его посадят к более тяжелым детям в другой 5 класс. Но я не хочу это делать, ведь некоторый регресс в обучении – это еще не повод к таким радикальным шагам.
Я очень хочу использовать сейчас положенную по программе пролонгацию двух лет, причем в классно-урочной системе. Как это можно сделать?
Спасибо большое.
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Татьяна Левашова:
Добрый день!
Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сроки получения общего образования предусматриваются Федеральным государственным образовательным стандартом. Для начального образования детей с ОВЗ – это Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ).
В ФГОС НОО ОВЗ определено, что для обучающихся с РАС по программе 8.3 предусмотрены пролонгированные сроки обучения – шесть лет (1-6 классы).
Обучение ребенка с ОВЗ осуществляется по рекомендованной ПМПК программе обучения. Для образовательного учреждения рекомендации ПМПК являются обязательными к исполнению. Таким образом, школа обязана применять установленные ФГОС НОО ОВЗ сроки обучения. Поскольку у Вашего ребенка не было первого дополнительного класса, Вы вправе настаивать на пролонгированном обучении Вашего ребенка в 4 классе.
Стандарт устанавливает, что при оценке результативности обучения особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Обследование ребенка специалистами Психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с согласия родителей (законных представителей) (п.4.2 «Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», утверждено распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93). Следовательно, школа не может без Вашего согласия провести консилиум в отношении ребенка. Также школа не может заставить Вас пройти внепланово ПМПК и поменять программу обучения.
Если все-таки Вы согласитесь пойти на ППк, то важно знать следующее. Задачами ППк являются:
1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Иными словами, Вы можете не согласиться с заключением ППк, указать на это в заключении и Ваш ребенок будет обучаться по рекомендованной ПМПК программе 8.3.