Добрый день!
Учимся в 1 классе по программе 8.4. В классе учатся 4 ребёнка, есть тьютор, который работает на два класса. Сегодня произошла неприятная ситуация – мой сын укусил сильно одноклассника. В этот момент в классе не было ни кого из взрослых (учителей). Подобное нежелательное поведение уже происходило. Об этом учителя проинформированы и сами наблюдали ранее. Сегодня классный руководитель в острой форме сообщила, что нам придётся нанять персонального тьютора ребёнку или перейти на индивидуальное обучение. Нанимать тьютора у нас нет финансовой возможности. Надомно обучаться не хотим, т.к. ребёнок не будет в силу особенностей заниматься дома, и это получается оторвать ребёнка от мира, от социума. Школа является единственным местом для социализации, другие центры не посещаем в силу отсутствия финансов. Сын на уроках занимается хорошо, единственный момент – это проблемное поведение на переменах.
В заключении ПМПК у нас прописан тьютор, формулировка такая «Предоставление тьюторских услуг: Да».
Могу ли я требовать у школы дополнительного тьютора моему ребёнку? Учитель сказала, что ставки тьютора больше нет.
Могу ли я присутствовать на уроках или хотя бы на переменах, чтобы присматривать (контролировать сына)? Опять-таки учитель сказала, что родителям нельзя выполнять функции тьютора. Но я хочу хотя бы присутствовать и понять причины такого поведения. Понять и предотвратить.
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте!
Описанная ситуация является действительно непростой. Попробуем разобраться, как можно Вам помочь в решении данной проблемы.
Что касается количества детей, с которыми работает тьютор, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 предусматривается 1 штатная единица тьютора на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Но в задачи тьютора хоть и входят вопросы интеграции ребенка в школьной среде (в том числе поведенческие аспекты), его (тьютора) функции больше направлены на обеспечение образовательного процесса (помощь в освоении программы, ретрансляция заданий ученикам и т.п.). Несмотря на то, что прямого законодательного запрета на занятие должности тюьтора нет, специалисты по работе с детьми все же не рекомендуют совмещать функции родителя и тьютора в одном лице.
Сразу отмечу, что никто не вправе навязывать Вам переход на индивидуальное обучение или персонального тюьтора, но поведенческие проблемы необходимо будет как-то решать, причем в сотрудничестве со школой.
Возможно, если в Вашем заключении ПМПК не прописаны рекомендации о занятиях с иными специалистами, например, психологами, следует поставить вопрос о повторном прохождении ПМПК. А может, школа сама согласится (без рекомендаций ПМПК) организовать занятия со школьным психологом с целью лучшей адаптации ребенка в коллективе.
Согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 учащимся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с РАС организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
Как вариант можно попросить предоставить услуги не тьютора, а ассистента (помощника) для ребенка, оказывающего в большей степени техническую помощь и присмотр за ним. Данная должность не требует педагогического образования и ассистент может быть предоставлен как по заключению ПМПК, так и по инициативе самой школы.
В соответствии с Письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью", образовательная организация обладает автономией, и в случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций о предоставлении тьютора или ассистента психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении таких услуг на определенный период или на постоянной основе.
Если же школа отказывается от сотрудничества, возможно, ссылаясь на отсутствие финансирования дополнительной работы специалистов, имеет смысл обратиться с жалобой в местный (для начала) департамент образования. Ведь сложившаяся ситуация нарушает интересы не только Вашего ребенка, но и других детей, и администрация школа несет прямую ответственность за происходящее.
Очевидно, что повторяющаяся проблема с оставлением детей без внимания и возможным причинением ими вреда друг другу является грубым нарушением школой как Закона об образовании, так и Конвенции по правам ребенка.