Продолжаем публиковать вопросы, заданные юристам РБОО «Центр лечебной педагогики» на VI Международном Форуме «Каждый ребенок достоин семьи: эффективные программы помощи», на секции «Доступ к образованию, интеграция в общество – правовые аспекты» 5 октября 2017 года.
Вопрос:
Может ли образовательная организация принимать решение о пролонгировании сроков обучения (5 или 6 лет), или это функция ПМПК?
Отвечает юрист правовой группы ЦЛП Павел Кантор:
Обучение в пролонгированные сроки может быть предусмотрено адаптированной общеобразовательной программой для обучающихся с ОВЗ, а обучающийся с ОВЗ может быть признан таковым только решением ПМПК, которая и разрабатывает для него рекомендации по созданию специальных условий (в том числе – обучение по АООП), а образовательная организация уже создает соответствующие условия, в том числе и обучение в те сроки, которые предусмотрены соответствующей АООП.
Следовательно, самостоятельно, без решения ПМПК, изменить сроки освоения программы (то есть, фактически, адаптировать программу к возможностям обучающегося) образовательная организация не может.
Комментарии
Добрый день !Подскажите пожалуйста , ситуация такова: ребенок учится в 4 классе , только в апреле получили заключение от ПМПК- может ли школа начать работать по рекомендации ПМПК ,если до окончания учебного года осталось два месяца?А так, же нужно ли писать заявление на пролонгированное обученеие?
Отвечает юрист Анна Басова:
В соответствии с п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утв. Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082), заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей и одновременно является основанием для создания рекомендованных в нем условий для обучения и воспитания детей. Заключение комиссии действительно в течение календарного года и является основанием создания спецусловий с момента его предоставления в образовательную организацию.
Следовательно, школа обязана начать работать по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК независимо от количества времени, оставшегося до окончания учебного года.
Школа также должна придерживаться заключения ПМПК в части пролонгированных сроков обучения – соответственно, если данная рекомендация содержится в заключении, нужно написать заявление общего характера о создании особых условий для обучения и приложить рекомендации ПМПК. Отдельного заявления о пролонгированном обучении в данном случае писать не нужно.
Важно также отметить, что в соответствии с Законом об образовании есть возможность перехода учащегося на индивидуальный учебный план, скорректированный с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Поэтому если речь идет не о том, чтобы именно добавить год или два (пролонгировать обучение), а о том, чтобы внутри этих 4-5-6 лет перераспределить нагрузку, то это может быть реализовано в соответствии с индивидуальным учебным планом, при переходе на который также нужно писать соответствующее заявление.
Таким образом, если рекомендованная ПМПК АООП предусматривает, в соответствии с ФГОС, пролонгированные сроки обучения, то это должно соблюдаться само собой.
Здравствуйте! Сыну 10, РАС, программа 8.3, окончил 3 класс коррекционной школы. Очень хочу пролонгации 3 класса: ребенок только включился в процесс, пошла динамика положительная, но из 1-3классов усвоена малая часть информации.
Ранее этим правом не пользовались. Школа не хочет усложнять себе жизнь поиском дополнительных часов специалистов. Собираюсь сегодня обратиться с заявлением (письменно). У меня 2 вопроса:
1)Если слово пролонгация не указано в ПМПК,но по закону ребёнок с РАС имеет право обучаться в начальной школе от 4 до 6 лет, может ли школа отказать?
2) Если заключение ПМПК на сегодняшний день действительно и не требует пересмотра- может ли Школа сама принять решение о пролонгации 3 класса? Или 100% отправит за решением о пролонгации от ПМПК?
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
Здравствуйте!
Рекомендуем Вам письменно обратиться к руководителю образовательной организации с просьбой организовать обучение Вашего ребенка повторно в 3-м классе, в обращении постараться обосновать причины, по которым необходимо это сделать (указать, что, на Ваш взгляд, он не освоил). Для того, чтобы оценить результаты освоения АООП НОО Вашим сыном, рекомендуем опираться на положения раздела IV. Требования к результатам освоения АООП НОО для обучающихся с РАС вышеуказанного Приложения № 8 К Приказу Минобрнауки РФ, прикрепляем ссылку на документ – https://base.garant.ru/70862366/47c0c676c4eea47d6f8dd080df4a487f/
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
Рассуждая теоретически, да, Ваш ребенок может потерять один год обучения, перейдя сейчас в пятый класс. Перед пятым классом необходимо пройти ПМПК, определиться с рекомендованной программой. Чтобы точнее ответить на Ваш вопрос, нужна дополнительная информация: в какой школе учится ребенок (инклюзивной, коррекционной), каковы Ваши предпочтения по поводу пролонгации в 4-м классе и пр. Можете направить дополнительную информацию и задать вопросы по электронной почте: alebed@ccp.org.ru.