Продолжается обсуждение проекта приказа Минздрава РФ, посвященного порядку посещения психиатрических стационаров общественными наблюдательными комиссиями (ОНК). Полный текст проекта приказа «Об утверждении порядка посещения членами общественной наблюдательной комиссии медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа и специализированного типа и порядка кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа и специализированного типа» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Как мы уже писали, это повод вспомнить о необходимости создания Службы защиты прав пациентов, которая должна присутствовать и в психиатрических больницах, и в ПНИ, и помогать находящимся там людям в реализации их прав.
Инициативу Минздрава комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:
«Давайте разберем по пунктам.
1) Согласно закону 76-ФЗ, действия ОНК распространяются ТОЛЬКО на лиц, имеющих принудительные меры медицинского характера (ПММХ) в виде стационарного лечения (а) или госпитализированных по решению суда в недобровольном порядке (б). Поэтому приказ формально распространяется ТОЛЬКО на них, хотя из текста приказа этого не видно (см. п. 5).
2) Не все ПНИ имеют лицензию на стационарное оказание психиатрической помощи. Де-факто примерно половина, как нам стало известно из проверки Роструда. Отдельные ПНИ, например, Венёвский ПНИ (Тульская область), не имели вообще никакой медицинской лицензии на оказание психиатрической помощи, ни стационарной, ни амбулаторной.
3) Лица, проживающие в ПНИ, не относятся ни к категории (а), ни к категории (б). Вообще мы встречали, например в Филимонках, людей, отбывающих ПММХ, но только амбулаторные, поэтому на ПНИ действие приказа не распространяется ни в коей мере.
4) Тем не менее, в больницах общего типа лица категорий (а) и (б), как правило, не выделены из массы "обычных" больных. Поэтому ОНК пойдет по всем разом, но если к ним подойдет обычный больной с каким-то вопросом, то они формально должны ответить: "Извините, но вы тут находитесь добровольно, поэтому наши полномочия на вас не распространяются, вы можете обратиться в прокуратуру, полицию, суд, Росздравнадзор и т.п. в общем порядке". Как на практике – не знаю, во всяком случае использовать свои официальные полномочия члены ОНК не смогут, это не их компетенции.
5) Сам текст приказа скалькирован с аналогичных приказов по ФСИН, МВД, ФСБ, МО и прочее (у них есть аналогичные ведомственные приказы). Отсюда и вся эта нелепица про вход в организацию и фотосъемку. Извините, но у нас в психиатрические больницы вход в приемные часы открыт де-юре и де-факто для всех посетителей, в том числе к лицам категории (а) и (б), точно так же, как и отсутствует общий запрет на съемку (который, естественно, действует в тюрьмах и СИЗо). Точно так же в тюрьмах и гаупвахтах нет людей, которые там находятся добровольно или псевдодобровольно, в отличие от больниц, поэтому и не проведено разделение.
6) Естественно, ни де-юре, ни де-факто этот приказ не подменяет и не влияет на деятельность "Службы 38 статьи", поскольку это просто совсем разные вещи.
7) Вывод. В Минздраве совершенно не понимают, что такой 76-й закон, и запутались в трех соснах, от этого приказа не может причиниться ни вреда, ни пользы. Наших людей в ОНК нет, а индивидуальные вопросы проще решать по линии Минздрава и Минсоца, а также общественности. Кроме того, я давно не слышал, чтобы к человеку, госпитализированному в психиатрическую больницу, не было никакого доступа – обычно это не проблема».
С Павлом согласна юрист СПБ БОО «Перспективы» Анна Удьярова:
«Этот проект, как указано в пояснительной записке, "направлен на реализацию положений Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»", то есть не может расширять полномочия членов ОНК по сравнению с федеральным законом.
В 76-ФЗ прямо указано, что к "лицам, находящимся в местах принудительного содержания" относятся в том числе "лица, к которым применены принудительные меры медицинского характера; лица, госпитализированные в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или направленные на психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке". То есть о посещениях членами ОНК ПНИ можно говорить формально только в тех случаях, когда в ПНИ, имеющие медицинскую лицензию на психиатрическую помощь в стационарных условиях, человек помещается в результате недобровольной госпитализации. Но на практике такие случаи нам неизвестны – скорее всего, их нет (и хорошо).
Поэтому формально ОНК не могут проверять соблюдение прав получателей услуг в ПНИ, как и написал Павел Кантор. И этот новый порядок не может изменить эту ситуацию, поскольку не может противоречить 76-ФЗ.
Сами положения этого порядка в общем соответствуют правам членам ОНК, закреплённым в 76-ФЗ. То, что, как мне кажется, сужает полномочия членов ОНК и что можно было бы изменить в интересах недееспособных людей, указано в следующих примечаниях к документу:
5. По поступлении уведомления руководитель (уполномоченный заместитель руководителя) органа исполнительной власти, в ведении которого находится медицинская организация, в течение 3 рабочих дней с момента поступления уведомления информирует руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) медицинской организации о предстоящем посещении медицинской организации членами комиссии.
Примечание:
Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не предусматривает какой-то срок, в том числе 3 рабочих дня:
«4. О планируемом посещении мест принудительного содержания общественная наблюдательная комиссия, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания и даты посещения, уведомляет соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся соответствующие места принудительного содержания, и вправе уведомить прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации, приравненных к нему военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур».
То есть по этому пункту можно подумать, что уведомлять нужно не менее, чем за 3 дня до посещения членами ОНК медицинской организации, а в ФЗ такого ограничения нет.
11. Члены комиссии в составе не менее двух членов комиссии вправе посещать стационарные отделения, прогулочные дворики, столовые, библиотеки и иные помещения медицинской организации, за исключением объектов, на посещение которых необходимо согласие руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) медицинской организации, если это не нарушает законодательство Российской Федерации, внутренний распорядок медицинской организации и противоэпидемический режим, права и интересы лиц, находящихся и (или) работающих в медицинской организации.
Примечание:
По сравнению с нормами закона уменьшено количество помещений, которые могут посещать члены комиссии (например, не включены изоляторы): «Члены общественной наблюдательной комиссии вправе посещать камеры, карцеры, стационарные отделения, прогулочные дворики, библиотеки, столовые, штрафные и дисциплинарные изоляторы, одиночные камеры, помещения для обеспечения личной безопасности лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, иные помещения мест принудительного содержания, за исключением объектов и сооружений, на посещение которых необходимо согласие администраций мест принудительного содержания».
14. ... при наличии письменного согласия лиц, находящихся в медицинской организации, или их законных представителей создает возможность для бесед членов комиссии с этими лицами...
Примечание:
Поскольку есть риск нарушения прав недееспособных лиц, то необходимо обеспечить гарантии обращения недееспособного человека к членам общественной наблюдательной комиссии самостоятельно – например, использовать формулировку «или законных представителей лиц, которые по своему состоянию не способны дать согласие».
15. ... или их законные представители...
Примечание:
Аналогично использовать формулировку «или законные представители лиц, которые по своему состоянию не способны дать согласие».
Добавить комментарий