Окончание комментария координатора правовой группы Центра лечебной педагогики Ирины Лариковой к Тематическому докладу Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой «Соблюдение и защита в Российской Федерации прав граждан с психическими расстройствами», 2023 (начало можно прочитать здесь).
К Аналитической справке
К Докладу УПЧ прилагается информация о выполнении решений Координационного совета уполномоченных по правам человека на тему «Защита прав граждан с нарушениями психического здоровья» (г. Ялта, Республика Крым, 16 мая 2018 г.) в форме Аналитической справки за период с 2018 по 2023 г. (Приложение 1 к Докладу, стр.109, далее Справка).
Справка констатирует, что более чем в половине докладов Уполномоченных в субъектах РФ заявленная тема в этот период не отражалась вовсе. На основе этой информации УПЧ РФ предписала Уполномоченным в субъектах создать в своих докладах соответствующий тематический раздел, формируемый за счет обязательного посещения ПНИ «с целью проверки условий проживания находящихся в них граждан, в том числе обеспечения их безопасности и достойного уровня качества жизни».
На основании информации, собранной за последние 5 лет, в т. ч. от привлеченных общественных организаций, даны актуальные и действенные рекомендации органам государственной власти РФ, направленные на системное улучшение ситуации с нарушением прав граждан с психическими расстройствами в стационарных организациях социального обслуживания и профилактику таких нарушений. Среди них, в частности:
– Государственной Думе ФС РФ «ускорить принятие во втором чтении проекта федерального закона № 879343-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан”» ["закон о распределенной опеке"] (отмечено при этом, что Проект федерального закона № 879343-6 последний раз рассматривался 13.10.2021);
– Правительству РФ «рассмотреть вопрос о создании рабочей группы с участием представителей государственных органов, научного и правозащитного сообщества в целях реализации положений статьи 38 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» об учреждении службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами».
По вопросу последней рекомендации отмечено, что «по итогам заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ (протокол от 25.07.2017 № 541/5) принято решение о создании рабочей группы по подготовке проекта федерального закона о службе по защите прав граждан с психическими расстройствами, находящихся в стационарных организациях, и созданию правовых основ для введения комплекса социальных услуг по сопровождаемому проживанию таких граждан в условиях нестационарной организации. Последнее заседание вышеуказанной рабочей группы состоялось 17.10.2018 (письмо Минздрава России от 28.11.2018 № 12-3/20/1-7916, на ТМ30806-54 от 29.08.2018)».
Вместе с тем в качестве Примечания отмечено, что «4 августа 2023 г. подписан Федеральный закон № 465-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (законопроект № 1104125-7) (вступает в силу 1 сентября 2024 г.), который исключает статью 38 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании.»
Заметим в связи с этим, что фразу, заключающую Аналитическую справку: «Некоторые рекомендации потеряли актуальность в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования исследуемой сферы», можно понимать двояко (поскольку отношение УПЧ к конкретным «совершенствованиям» нигде не выражено):
– «совершенствование нормативно-правового регулирования исследуемой сферы» привело к смягчению или снятию проблемы;
– «совершенствование нормативно-правового регулирования исследуемой сферы» было выполнено так, что затруднило решение выявленной проблемы.
В частности, для всех, кто давно знаком с проблемами нарушения прав граждан, проживающих в ПНИ, совершенно неожиданным «ударом» было исключение из закона о психиатрической помощи ст. 38 о создании федеральной службы защиты прав в стационарных организациях (см. Примечание в поручениях к Правительству на эту тему) – при том, что модели такой Службы уже несколько лет успешно действуют в Нижегородской области, Москве, Санкт-Петербурге (о чем подробно рассказывается на с. 17–18 доклада). Ведь механизм обращения к УПЧ при нарушении прав проживающих в ПНИ не «заточен» под людей, находящихся в стационарных организациях. Так, по свидетельству А.К. Федермессер на встрече с Т.Н. Москальковой выяснилось, что до УПЧ в 2022 г. дошло лишь около 200 жалоб проживающих, в то время как лишь в Нижегородской модели Службы по итогам поступивших обращений выявлено более 4650 нарушений… «Очевидно, что нижегородская практика объективно не может быть отторгнута. И Т.Н. Москалькова будет рекомендовать регионам развивать подобные службы у себя», – пишет Нюта Федермессер. В такой ситуации странно, что в Докладе УПЧ не выражено отношение к конкретному «совершенствованию нормативно-правового регулирования» – неожиданному изъятию из законодательства (без каких-либо публичных обсуждений, обоснований и аргументации) ст. 38 о Службе защиты прав в стационарных организациях. В ближайшие годы мы узнаем цену такому «совершенствованию»…
Выводы
1. Появлению Доклада УПЧ РФ предшествовало специальное заседание Координационного Совета Уполномоченных по правам человека в Ялте (16.05.2018), после которого в ряде регионов были проведены масштабные проверки интернатов региональными Уполномоченными, выпущены и проанализированы 12 специальных тематических и 205 ежегодных докладов, а также сформулированы рекомендации федеральным органам законодательной и исполнительной власти, часть из которых уже выполнены.
Это свидетельствует об основательном обращении УПЧ к заявленной теме.
2. Впервые официальным лицом обнародованы серьезные нарушения в российских интернатах и засвидетельствовано, что они носят системный характер.
3. Значительное место уделено в Докладе необходимости введения механизмов распределенной опеки. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ и региональные Уполномоченные являются, как и общественность, свидетелями очевидной необходимости введения таких механизмов. Но к сожалению, для органов, от которых зависит принятие законов, вводящих такие механизмы, это по-прежнему не очевидно, и дело до сих пор стоит на месте. Надеемся, что УПЧ продолжит работу с Государственной Думой в этом направлении.
4. В Аналитической справке, а также при обсуждении Доклада засвидетельствовано, что институт Уполномоченного не «заточен» под обращения лиц с психическими расстройствами, живущих в интернатах, с жалобами на нарушения их прав: одно из нарушений прав как раз и состоит в том, что эти жалобы до УПЧ дойти не могут и практически не доходят. В Аналитической справке Уполномоченный оценил работу независимых служб защиты прав граждан в стационарных организациях, по сути реализующих исключенную из Закона ст. 38. Вместе с тем, УПЧ так и не выразил в Докладе своего отношения к недавнему исключению из закона о психиатрической помощи необходимости создания такой службы, а ограничился осторожным высказыванием о том, что «данная социально значимая инициатива заслуживает внимания и, если в будущем она покажет положительный эффект, ее можно будет порекомендовать использовать и другим субъектам Российской Федерации». Это свидетельствует о недостаточном знакомстве Уполномоченного с результатами работы подобных служб в регионах.
5. В целом Доклад УПЧ несомненно является существенным шагом вперед в деле защиты прав людей с психическими расстройствами.
Добавить комментарий