О работе «Службы защиты прав пациентов» в Голландии

Как у рядовых пользователей отечественной медицины, у нас этот небольшой текст вызывает сильные эмоции. Даже в обычной больнице возникает много разнообразных сложностей, и с таким защитником прав пациента «выжить» там будет гораздо легче – и добиться информации о назначенном лечении, и обсуждения прогнозов, и... (тут можно привести длинный список того, чего еще обычно не хватает).

Человеку с психическим расстройством просто в силу его заболевания и состояния может быть сложнее решать все внутрибольничные проблемы, а психиатрическая больница (в которой и предполагается работа таких защитников) – еще менее клиентоориентированное место, чем больница обычная. Поэтому здесь такой посредник между пользователем услуг и теми, кто эти услуги оказывает, будет особенно актуален.

На наш взгляд, сказанное касается не только психиатрических больниц, но и психоневрологических интернатов. И ЦЛП, и другие профильные НКО завалены жалобами жителей ПНИ на нарушение их прав в самых разных сферах их жизни. Что делать с этими жалобами, непонятно – мы снаружи, а они внутри. Присутствие защитника прав пациентов именно внутри учреждения, наряду с введением «распределенной опеки» и появлением «внешних» опекунов, могло бы существенно изменить ситуацию.

Сама идея независимого представителя пациента в учреждении не нова – на рубеже 1980-х – 1990-х годов эту идею увидел в Голландии выдающийся советский и российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Исаак Яковлевич Гурович. Именно он предложил внести необходимость создания Службы защиты прав в очень прогрессивный для того времени Закон о психиатрической помощи 1992 г. Как именно и на базе чего правильно было бы создать Службу, обсуждается до сих пор.

Отметим также, что эта идея очень созвучна экспериментальной модели Службы, созданной Центром лечебной педагогики в нескольких московских ПНИ. Оказалось, что Служба нужна не только жителям интерната, но и сотрудникам.

Краткий перевод принципов деятельности Фонда защиты прав пациентов (PVP) в Голландии – прототипа и аналога нашей будущей Службы – любезно предоставила нам проф. Мария Антокольская, последние 20 лет живущая в Голландии. М.В. Антокольская – крупнейший специалист по семейному праву европейских стран, член правления Международного общества семейного права (ISFL), председатель академического сообщества «Семейное право в Европе (FL-EUR)» и экспертной группы Комиссии по европейскому семейному праву (CEFL), один из разработчиков действующего Семейного кодекса РФ, автор учебника для высшей школы «Семейное право», по которому и сегодня учатся студенты российских юридических вузов.

О работе «Службы защиты прав пациентов» в Голландии

Фонд защиты прав пациентов получает финансирование (€ 5,2 млн) от государства через Министерство здравоохранения. Минздрав при этом функционирует в качестве кассира, бюджет установлен государством и от Минздрава не зависит. В организации работает около 75 человек.

Защитник прав пациента:

· бесплатно предоставит вам советы и поддержку;

· к нему вы сможете обратиться с вопросами и жалобами на получаемое лечение (примеры: метод лечения, принудительное лечение или ограничения свободы);

· поддержит и проинструктирует вас перед беседой с лечащим врачом;

· окажет поддержку в оформлении таких важных документов как медицинская карта и план лечения (см. ниже);

· не зависит от лечебного учреждения – является сотрудником независимой организации PVP;

· представляет ваши интересы именно так, как вы хотите;

· обязан соблюдать конфиденциальность.

Перед получением согласия на лечение главный врач должен спросить вашего разрешения передать ваши контактные данные защитнику прав пациента. Если вы даете такое разрешение, то защитник прав пациента свяжется с вами.

Дополнительную информацию можно найти на сайте www.pvp.nl.

Защитники прав пациентов на вашей стороне

Если вы поступили на лечение в психиатрическое учреждение или ежедневно получаете там терапию, то другие люди часто за вас решают, что для вас лучше. Их решения могут не совпадать с вашим собственным мнением. Вы можете быть недовольны своим психиатром или медицинской сестрой, могут не нравиться назначенные препараты или вам может быть запрещено покидать учреждение.

В этой ситуации поддержать вас может защитник прав пациента. Защитник прав пациента будет вместе с вами искать решение. Защитник прав пациента – специалист в области прав, которые имеет пациент. Он может точно сказать вам, на что вы имеете право, находясь в учреждении или принимая там лечение. Любая помощь защитника прав пациента – бесплатная.

Что защитник прав пациента может для меня сделать?

При лечении применяются некоторые правила. Вы также можете общаться с психиатрами и другими сотрудниками медицинского учреждения. Вы можете не соглашаться с кем-то из них или с какими-то из принятых в учреждении правил. Консультация с защитником прав пациента может внести ясность. Во-первых, защитник вас выслушает. При этом он поможет сформулировать, что именно вас не устраивает. В результате вы сможете обратиться к кому-то из сотрудников с жалобой или вопросом. Вы сможете сделать это самостоятельно или вместе с защитником, но только если вы этого хотите.

Быстрые решения не всегда возможны. Если у вас такой случай, защитник может вместе с вами обратиться к заведующему отделением или к администрации учреждения. Защитник не будет ничего предпринимать без вашего ведома и согласия.

Можно ли доверять защитнику прав пациента?

Защитник обязан хранить тайну. Он будет обращаться с вашей информацией конфиденциально. Защитник не зависит от психиатрического учреждения. Он работает на Фонд защиты прав пациентов. Тем не менее, при работе по вашей жалобе учреждение обязано взаимодействовать с защитником.

Как я могу связаться с защитником?

Вы можете связаться с защитником в любой момент. Это может быть как во время лечения, так и в период изоляции. Защитник назначит вам встречу. Если у вас есть туда доступ, имя и телефон защитника можно найти на листовках в отделении. Или просто спросите медсестер или регистратуру, они должны знать, как с ним связаться. Вы имеете право на консультацию с защитником.

Если вы получаете принудительное лечение на дому, позвоните в службу защиты прав пациентов по номеру 0900-444 8888. Служба работает с 10:00 до 16:00 в будние дни и с 13:00 до 16:00 в субботу. Также можно написать на адрес helpdesk@pvp.nl, и вам ответят в течение трех рабочих дней.

Как пожаловаться на защитника прав пациента

Вы можете подать жалобу на защитника прав пациента в независимую конфликтную комиссию по телефону 030-2122800 или по электронной почте: klachtencommissiepvp@gmail.com

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии