По итогам работы Круглого стола «О соблюдении прав человека в психоневрологических интернатах (ПНИ) системы социального обслуживания населения в Российской Федерации» в Совете Федерации была создана рабочая группа под руководством сенатора Л. Кононовой.
СФ провел переговоры с Уполномоченным по правам человека в РФ (УПЧ), в принципе не возражавшим «приютить» Службу. На первом заседании рабочей группы 7 ноября 2017 г. был представлен текст законопроекта с вариантом размещения службы при Уполномоченном по правам человека в РФ, разработанный общественными экспертами на основе ранее (2015) согласованной с Минздравом версии. Была представлена также Концепция законопроекта о Службе. Юристы Центра лечебной педагогики, принявшие активное участие в разработке законопроекта как в 2015, так и в 2017 годах, считают, что вполне можно говорить и об ином государственном органе (например, Минюсте), который согласился бы административно взять под себя небольшой центральный аппарат Службы.
Напомним историю вопроса. Проблема нарушений прав лиц с психическими расстройствами в стационарных организациях стоит очень остро. Эта проблема не нова; для ее решения недостаточно эпизодического общественного контроля; чтобы изменить ситуацию, требуется иной уровень полномочий и постоянная регулярная работа внутри организаций.
Поэтому законодатель предусмотрел в ст. 38 закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992) создание службы защиты прав граждан в стационарных организациях (далее Служба), однако более чем за 25 лет с момента принятия Закона Служба так и не была создана. Стационарные организации такого рода по-прежнему остаются закрытыми для общества, права граждан в них продолжают оставаться нереализованными, а работа самих организаций – социально и экономически неэффективной.
Учитывая это, в 2014 г. по просьбе Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Вице-премьер дала поручение Минздраву РФ вместе с общественными экспертами разработать законопроект о создании такой Службы, расширив ее действие на интернаты: в психоневрологических интернатах (ПНИ) наблюдается такая же ситуация, что и в психиатрических больницах, – с той разницей, что в интернате человек проводит в таких условиях не 2–3 месяца, как в больнице, а всю жизнь.
При этом была поставлена задача, чтобы государственная Служба была малобюджетной и вместе с тем действенной. Решение нашли в том, чтобы сделать закон, опирающийся на НКО: чтобы этой деятельностью по-прежнему занимались добровольцы и представители некоммерческого сектора (те, кто реально работает в интернатах и понимает, как это устроено и что нарушается), опираясь на свои ресурсы, но получив для этого достаточные полномочия. Это позволит постепенно справиться с проблемой такого масштаба – эффективно и с экономией бюджетных средств.
Чтобы Служба выполняла свою задачу, принципиально важно, чтобы, помимо регулярного приема в стационарной организации ее представитель имел бы гарантированную возможность экстренно присутствовать в различных значимых ситуациях (госпитализация в психбольницу, прием, перевод и выписка из интерната, изоляция человека в отдельном помещении по любым причинам, и пр.).
К лету 2015 г. силами компактной группы, включавшей представителя Минздрава и общественных экспертов, был создан согласованный вариант законопроекта о Службе. Однако на том этапе не удалось найти государственный орган, который согласился бы «приютить» центральный аппарат Службы.
Добавить комментарий