14 апреля 2015 года в Общественной палате РФ прошел очередной этап слушаний «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 „О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“», организованный Комиссией по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Предлагаемые изменения касаются статьи 38 этого закона, посвященной созданию Службы защиты прав граждан с психическими расстройствами, находящихся в стационарных организациях.
Модераторами выступили член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова и заместитель председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности Общественной палаты РФ Елена Клочко. В слушаниях участвовали эксперты в области психиатрии – главный специалист-психиатр Министерства здравоохранения РФ Зураб Кекелидзе, главный врач-психиатр Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева Александр Кондинский, директор Московского научно-практического центра наркологии Евгений Брюн.
В ходе слушаний предлагались разные пути решения поставленных задач. В качестве одного из вариантов предлагалось внести изменения в закон о психиатрической помощи и в закон об общественной палате. Другой вариант – проект самостоятельного федерального закона о Службе защиты прав пациентов, создаваемой ОПРФ. Были высказаны несколько разных моделей ее устройства и функционирования.
По итогам обсуждения было решено продолжить совместную работу над созданием законопроекта о Службе, которая будет эффективно защищать права граждан в психиатрических стационарах, в рамках рабочей группы Совета Федерации под руководством К.Э. Добрынина.
Отзыв сенатора К.Э. Добрынина, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституциональному законодательству и государственному строительству, на проект статьи 38, предложенный Министерством здравоохранения:
О концепции статьи 38 закона «О психиатрической помощи…»
1. Действующая статья 38 Закона о психиатрической помощи предусматривает создание государством специализированной Службы защиты прав граждан. Основной задачей Службы законодатель определил защиту прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, принятие их жалоб и заявлений, их разрешение с руководителем указанной медицинской организации либо направление в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.
2. Для того чтобы Служба реально заработала, необходим отдельный закон о Службе. В нем предстоит определить организационно-правовые формы, в которых Служба будет воплощена в жизнь (поскольку они зависят от ресурсных возможности государства и не имеют отношения к предмету закона о психиатрической помощи), а также определить структуру Службы, порядок и особенности ее функционирования и пр.
Обязанность разработки такого закона определяется глобальной отсылкой к нему, которая должна содержаться в статье 38.
3. Непосредственно в статью 38 должны быть включены лишь общие базовые положения, которые лягут в основу отдельного закона о Службе, в какой бы форме она ни создавалась, а именно:
– цели деятельности и основные функции Службы, обеспечивающие корреляцию статьи 38 с другими статьями Закона о психиатрической помощи (что, в свою очередь, обеспечит сохранение в отдельном законе о Службе целей, преследуемых законодателем в Законе о психиатрической помощи);
– распространение сферы действия Службы на граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами. Права таких граждан в той же мере регулируются Законом о психиатрической помощи, что и для пациентов психиатрических больниц; кроме того, психиатрическая помощь таким гражданам оказывается практически в стационарных условиях и проблемы нарушения их прав идентичны наблюдающимся в психиатрических больницах. При этом возможности защиты их прав значительно снижены по сравнению с пациентами, которые после больницы возвращаются в обычную жизнь;
– возможность Службы опираться в своей работе на местах на профильные НКО и наделять их для этого необходимыми полномочиями. Это обеспечивает решение основных задач Службы, предполагающих постоянное (или регулярное) присутствие ее представителей в больнице для помощи гражданам, которые не могут эффективно защищать свои права сами – иным образом адресно помочь каждому нуждающемуся в настоящий момент невозможно.
Добавить комментарий