Добрый день.
Возникла следующая ситуация с ЦПМПК.
У меня ребенок инвалид с синдром Дауна 7 лет имеет прогрессирующий сколиоз 2 степени, ему показано постоянное ношение корсета Шено, ЛФК, массаж и прочие реабилитационные мероприятия. В этом году он идет в школу. Недалеко от нас расположен РОЦ76, оказывающий реабилитационные и образовательные услуги детям, больным сколиозом. При обращении в РОЦ мне сказали принести заключение ЦПМПК, программа должна быть с 6.2, 6.3. В поликлинике ортопед оформил нам 297 форму, указав коды МКБ М41.0, М21.0, плюс предоставлена справка психиатра F70.04. На ЦПМПК мне сказали что при рассмотрении документов у ребенка первичны интеллектуальные нарушения, поэтому будет программа 9.1. А сколиоз не является нарушением опорно-двигательного аппарата, и 6.3 программу дать не могут. Я попросила ссылку на нормативный акт, где указано, что относится к нарушениям опорно-двигательного аппарата. Сотрудники ЦПМПК сказали, что такого документа нет. И попросили принести им обратный талон МСЭ или выписку из истории развития ребенка.
Подскажите пожалуйста, правомерны ли действия сотрудников ЦПМПК? Ведь программы 6.3 и 9.1, насколько я понимаю, равноценны. Почему они не могут принять во внимание имеющиеся у ребенка нарушения опорно-двиг. аппарата и прописать программу 6.3 ребенку с синдромом Дауна с прогрессирующим сколиозом? Ребенок на фоне сколиоза уже имеет сильный перекос таза и разную длину конечностей. Какая-то дискриминация по нозологиям идет.
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
Согласно Письму Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (утв. Методические рекомендации):
"Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (с нарушениями опорно-двигательного аппарата), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.
Если у ребенка нет нарушений опорно-двигательного аппарата, а его ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС О УО (ИН). Рекомендованная образовательная программа "шифруется" как "Пр.1599" и далее, в зависимости от тяжести умственной отсталости, определяемой в соответствии с критериями МКБ-10. Вариант 1 означает, что ребенок будет получать образование, которое доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью".
Специалисты ПМПК руководствуются методическими рекомендациями по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации, согласно которым вариант АООП определяется, исходя из ведущего нарушения, имеющегося у ребенка. Несмотря на то, что комиссии была представлена форма № 297, содержащая диагнозы, свидетельствующие о наличии ортопедической патологии, специалисты в ходе обследования ребенка сделали вывод о том, что ограничения, имеющиеся на момент обследования, связаны не с ортопедическим заболеванием, а с наличием диагноза F 70.0, соответственно корректировать в процессе обучения необходимо, в первую очередь, признаки интеллектуальных нарушений. Также, вероятно, учли тот факт, что не сколиоз является инвалидизирующим заболеваниям ребенка.
Диагнозы М 41.0 и М.21.0 согласно Международной классификации МКБ -10 относятся к классу "Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани".
В обратном талоне МСЭ указывается основное заболевание, сопутствующие заболевания и осложнения,ограничения основных категорий жизнедеятельности и степень их выраженности . Если на момент установления инвалидности данные о наличии ортопедической патологии были внесены в направление на МСЭ, то и в обратном талоне эти данные должны быть. Подробная выписка из истории развития ребенка с описанием ортопедических нарушений, их динамики необходима для того, чтобы у ПМПК возникли основания для того, чтобы при определении варианта АООП считать нарушения ОДА ведущими.
Необходимо отметить, что в Уставе ГБОУ г. Москвы Реабилитационно- образовательного центра № 76 ДТСЗН г. Москвы указано, что одной из целей деятельности учреждения является оказание образовательных услуг по адаптированным образовательным программам 6.1., 6.2.. АООП 6.3. в Уставе организации не упоминается. При этом указано, что порядок зачисления обучающихся (воспитанников) с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов для получения услуг осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами г. Москвы. В списке документов, необходимых для зачисления ребенка в Реабилитационно-образовательный центр №76 не указано, что в заключении ПМПК должен быть указан определенный вариант АООП. При этом обязательным является предоставление Медицинского заключения (приложение № 3 к приказу ДЗМ № 297 от 01.04.2013 г.) о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в ГОУ г. Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое у Вас имеется с подтверждением наличия у ребенка ортопедических заболеваний.
Таким образом, рекомендуем выполнить требования ПМПК о предоставлении дополнительных документов. В случае, если ПМПК оставит свое решение неизменным, необходимо будет ставить вопрос о возможности зачисления ребенка в РОЦ 76 с указанием варианта АООП 9.1. в заключении ПМПК.