Здравствуйте. Мой сын пойдет 1 сентября в школу. У него синдром Дауна, ЗПР, инвалидность. Есть ли ограничения, чтобы ПМПК не прописала сопровождающего? Планируем идти в общеобразовательную школу по месту жительства. Я считаю, что сопровождающий нужен: ребенок устает, на неинтересных и труднодающихся ему предметах (математика, письмо; есть еще проблемы со зрением) будет отвлекаться и "выпадать", его нужно "включать". Вряд ли у учителя в классе с 25 учениками будет достаточно времени, чтобы помогать моему ребенку. Хотела бы сопровождать (не как тьютор) своего ребенка сама, хотя бы на период адаптации на трудных для него уроках. Итак, мой вопрос: в случае с моим ребенком есть ли ограничения, чтобы в заключении ПМПК был прописан сопровождающий?
Нужно, чтобы ПМПК прописала сопровождающего
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:
Анна, здравствуйте! В законодательстве нет понятия "сопровождающий". Есть понятие "ассистент-помощник", то есть лицо, оказывающее обучающемуся с ОВЗ практическую, техническую помощь в передвижении, приеме пищи, пользовании туалетом и т.п. А есть понятие "тьютор", задача которого состоит в педагогическом сопровождении обучающегося с ОВЗ, выявлении его потребностей и трудностей, консультативном сопровождении, организации взаимодействия с педагогами и т.п.
В вашем случае речь идет, скорее, о тьюторе, то есть о втором варианте.
Законодательство не содержит конкретный перечень ситуаций или диагнозов, в которых ассистент или тьютор обязательно назначается или, наоборот, не назначается. Этот вопрос усмотрения ПМПК, которая принимает решение в зависимости от потребностей конкретного ребенка.
Поэтому я рекомендую обратиться на имя руководителя ПМПК с заявлением, в котором Вы обоснуете, желательно со ссылкой на рекомендации специалистов, наблюдающих ребенка, почему Вам нужен тьютор.
Отвечает юрист Анна Басова:
Ольга, здравствуйте!
Как отмечалось выше, необходимость предоставления тьютора и/или ассистента для ребенка с ОВЗ отражается в заключении ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, - ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии с частями 2 , 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
В Вашей ситуации рекомендую при прохождении ПМПК предоставить медицинские документы, свидетельствующие о невозможности или затруднительности обучения Вашего ребенка с его диагнозом, а также написать обращение от Вас как родителя на имя руководителя ПМПК (ссылка на образец заявления в предыдущем комментарии) с просьбой о его назначении.
Для информации сообщаю, что в соответствии с действующим законодательством (пунктом 32 Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования") при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.