Здравствуйте. Моя дочь учится в 8 классе в основной общеобразовательной школе. Со школьной программой справлялись, но в связи с открывшейся эпилепсией (инвалидности нет) постепенно начались трудности в учебе. В 2024 г мы прошли ПМПК. Нам рекомендовали адаптированную образовательную программу для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в. 1.
Скажите, пожалуйста:
1) имеет ли право ребенок оставаться в этой же школе со своими сверстниками и в какой срок должна закончить свое обучение?
2) возможно ли не представлять заключение ПМПК в школу и каковы последствия для ребёнка, учитывая, что он учится в 8 классе?
3) можно ли представить это заключение уже в 9 классе, при этом срок обучения продлится или нет?
4) могут ли направить повторно ребенка на ПМПК в 9 классе до сдачи экзаменов и носит ли это обязательный характер?
5) что означают слова в заключении «Срок повторного прохождения ПМПК при переходе с одного уровня образования на другой, в случае стабильной положительной или отрицательной динамики в течение года»?
6) имеет ли ребенок право, на основании заключения, на бесплатных специалистов (психолога, дефектолога), если в школе таких специалистов нет?
7) положены ли инвалидность, пособия, льготы, вычеты у родителей, при диагнозе ребенка «легкая умственная отсталость»?
Спасибо.
Комментарии
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Татьяна Левашова:
Добрый день!
Постараюсь по порядку ответить на Ваши вопросы.
1. О праве ребенка остаться в своей школе
В описанной Вами ситуации ребенок имеет право оставаться в этой же школе со своими сверстниками. Это следует из статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании), устанавливающей, что образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Если ребенок учился в обычном классе, а заключение ПМПК предусматривает обучение по 1 варианту программы для обучающихся с умственной отсталостью, то школа может предложить ребенку перейти в отдельный класс для детей с ОВЗ. Если такого класса в вашей школе нет, то администрация может предложить перевести ребенка в школу для детей с ОВЗ, в котором реализуется соответствующая программа. Решение о переводе может состояться только по Вашему заявлению.
Вы можете настаивать на продолжении образования, по адаптированной программе в том же классе. При этом следует учитывать, что адаптированная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями существенно отличается от обычной программы: это другой набор предметов, основные предметы также по содержанию отличаются. Познакомиться с содержанием примерной федеральной программы можно здесь https://clck.ru/396ryZ. С одной стороны, организовать преподавание для одного ученика по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в этой ситуации сложно, с другой стороны, Ваша дочь училась по обычной программе и вполне возможно, что ее уровень знаний и навыков таков, что позволит педагогам организовать обучение в этом же классе. Ваша ситуация отличается от ситуации, когда ребенок с 1-го класса обучался по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) установлены сроки освоения адаптированных образовательных программ основного и среднего общего образования (обучение в средней и старшей школе) 9-13 лет (Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью). Срок обучения определяется в соответствующей адаптированной программе, которая разрабатывается и утверждается школой самостоятельно в соответствии с указанным стандартом.
2. О праве родителей не представлять заключение ПМПК в школу и последствиях такого решения
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) разрабатывает рекомендации относительно выбора формы обучения, учебной программы, методов психолого-медико-педагогической помощи и создания специальных условий для обучения детей согласно «Положению о психолого-медико-педагогической комиссии», утвержденному Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение).
Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер (п.23 Положения). Представление заключения ПМПК в школу является правом, а не обязанностью родителей.
Обращаю внимание, что образовательная организация не сможет создать специальные условия для обучения Вашего ребенка без заключения ПМПК. Поэтому надо взвесить способности и возможности ребенка и, опираясь на рекомендации специалистов, принимать решение о представлении или непредставлении в школу заключения ПМПК.
При принятии решения о том, следует ли представлять заключение ПМПК и переводить ребенка на обучение по адаптированной программе, необходимо учитывать следующее. Адаптированная программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 1, как уже отмечалось, существенно отличается от обычной программы обучения в школе. Так, для детей с нарушением интеллекта при обучении по адаптированным основным общеобразовательным программ (далее - АООП) не предусмотрено изучение физики, химии, иностранного языка. При этом особая роль отводится трудовому обучению. Обязательной частью учебного процесса являются коррекционные курсы. Если Вы не предоставите школе заключение ПМПК, то дочь продолжит обучение по обычной программе. Насколько ребенок сможет продолжить обучение по обычной программе, можете оценить только Вы. Обычно мы рекомендуем проконсультироваться с независимыми от школы специалистами. Как вариант, если состояние ребенка, и обстановка в школе, отношение учителей позволяют, можно попытаться закончить текущий учебный год по обычной программе. Исходя из того, что будет получаться и как будет отражаться учеба на состоянии ребенка, принимать дальнейшие решения. Для школы в отношении детей, переходящих в 9-й класс, значимым является вопрос об их готовности к итоговой аттестации – ОГЭ. Поэтому требования и претензии учителей будут расти, если успеваемость страдает. В то же время в любой момент Вы можете перейти на обучение по рекомендованной ПМПК программе. Конечно, могут возникнуть связанные с этим организационные трудности: где обучаться, настаивать ли на продолжении обучения в этом же классе, или искать другое место.
Также отметим, что если пытаетесь понять, можно ли получить цензовое общее образование – аттестат об основном общем образовании, то следует иметь в виду, что для допуска к ОГЭ надо освоить успешно все предметы по обычной программе (хотя бы на «тройки»), «льготы» при сдаче ОГЭ предусмотрены как для детей-инвалидов, так и для детей без инвалидности, но имеющих заключение ПМПК об особых условиях сдачи ОГЭ. Ребенок-инвалид вправе сдавать только два обязательных предмета: русский язык и математику.
Обучение по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями также заканчивается итоговой аттестацией.
Особенности итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью установлены Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Так, итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме двух испытаний: первое – предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе – направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по завершении образования выдается свидетельство об обучении. С таким образованием можно получить профессию рабочего или служащего посредством профессионального обучения. Колледжи реализуют такие программы. Для поступления же на программы среднего профессионального образования требуется аттестат об основном общем или среднем общем образовании.
3. О сроках представления заключения ПМПК
Заключение комиссии ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания. Это значит, что по истечении года, если заключение не было предъявлено, оно будет уже недействительно и придется проходить ПМПК заново (п.25 Положения).
4. О направлении ребенка на ПМПК в 9 классе
Вас не могут обязать проходить ПМПК в 9 классе. При этом школа может рекомендовать пройти ПМПК. Если ребенок будет испытывать сложности в обучении, а родители не обращаются в ПМПК или не исполняют ее рекомендации, школа может обратиться в органы опеки и попечительства с сообщением о действиях родителей не в интересах ребенка или их бездействиях (непрохождении ПМПК).
5. Что означают слова в заключении "Срок повторного прохождения ПМПК при переходе с одного уровня образования на другой, в случае стабильной положительной или отрицательной динамики в течение года"?
В данном случае сложно понять смысл этой формулировки в заключении ПМПК. В случае необходимости (например, при ухудшении или улучшении состояния ребенка), вы можете обратиться в ПМПК в любое время.
6. О праве на основании заключения на бесплатных специалистов (психолога, дефектолога), если в школе таких специалистов нет.
Образовательное учреждение, в которое принят ребенок, должно обеспечить реализацию всех специальных условий и рекомендаций ПМПК, включенных в его заключение, в том числе предоставление занятий с психологом и дефектологом.
7. Положены ли инвалидность, пособия, льготы, вычеты у родителей, при диагнозе ребенка легкая умственная отсталость?
Решение вопроса о том, признают ли ребенка с диагнозом легкая умственная отсталость инвалидом относится к компетенции МСЭ. Подробно об условиях и порядке оформления инвалидности, о государственной поддержке ребенку-инвалиду и его родителям Вы можете прочитать на нашем сайте https://navigator.osoboepravo.ru/razdel/2/chart/1.html?h=2724.