Доброго дня!
Моя приемная дочь глухая. До 9 лет она находилась в детском доме и не получала никакой реабилитации и образования.
В 9 лет мы забрали ее из д.д. и отдали в 1 класс московской школы для глухих и слабослышащих детей по общеобразовательному маршруту. Она проучилась 4 года, оценки 3-4, но это огромный успех в ее образовании, т.к к 9 годам она знала только свое имя и общалась с людьми даже не на языке жестов, а бытовыми жестами, придуманными детьми в ее детском доме, она была там единственным глухими ребенком. В 9 лет мы купили ей первые слуховые аппараты, в 10 провели кохлеарную имплантацию.
Мы проходили ПМПК несколько раз, интеллект сохранен, задержка речевого развития вследствие глухоты.
В прошлом учебном году дочь закончила 4 класс. В связи с реорганизацией учебного процесса в школе, детей перевели не в 5 класс, а в продленный четвертый по программе пятого (о чем есть бумага из школы)
В связи с тем, что школа находится под угрозой закрытия, в классе замещающий учитель, класс 11 детей, при максимальной норме 6, в январе мы решили перевести дочь в другую школу.
Школу нашли, прошли собеседование.
НО школа подмосковная, потребовала прохождения подмосковного ПМПК.
ПМПК прошли со скандалом. Я имела глупость не согласиться с высказываниями членов комиссии, чем их разозлила. Я пыталась доказать им, что успехи в учебе у ребенка более, чем хороши, что она вполне способна освоить школьную программу и до экзаменов у нее еще более 6 лет. Она не перенапрягается от непосильных нагрузок и должна продолжить учиться по общей программе. В итоге мне выдали необходимое заключение о обучении по общеобразовательной программе (ПМПК февраль 18 г) с рекомендацией прийти на консультацию к их психологам. Мы прошли консультации в 6 психиатрической детской клинике и получили бумагу с заключением о сохранности интеллекта и рекомендациями продолжить обучение в школе для слабослышащих по общеобразовательному маршруту.
Школа попыталась нам отказать в приеме, но мы получили направление от министерства образования и дочь перешла к ним в 4 класс, хотя за 4 класс она уже была положительно аттестована.
В новой школе ей очень нравится и она учится так же средне. Много троек, есть четверки, пятерки по физ-ре и все нормально по остальным предметам.
Неделю назад в школе было ПМПК , которое объявили обязательным при переходе детей из младшей школы в среднюю.
Комиссии состояла из тех же людей, что и в феврале, и проходила с явными нарушения проведения тестирования.
Сначала мы ждали 4 часа, пока нас пригласят.
Приглашали на комиссию сразу по 2 ребенка, комиссия разделилась на части, и в одной комнате тестировали сразу двух и так плохослышащих детей.
Психолог сел сбоку от моего ребенка, со стороны абсолютно глухого уха. Со второй стороны, там где у моего ребенка кохлеарный имплант, стоял стол, где сидел второй тестируемый ребенок, который отвечал на свои вопросы...
Психолог обращался к моей дочери с длинными вопросами, на которые она не отвечала, даже на те, что знала, т.к. не разбирала, что ей говорят. Через некоторое время она вообще перестала даже пытаться понять, что от нее хотят.
Обязательного сурдолога нам не предоставили.
В итоге психиатр сказал, что считает ребенка умственно отсталым, что результаты обследования из 6 больницы и вообще любых специалистов, кроме как из их комиссии, даже смотреть не станет, тетради и дневник смотреть не стал и напомнил мне, что еще на прошлой встрече не советовал мне выпендриваться и никто ему не указ, выдал заключение, что моя дочь имеет интеллектуальные нарушения и учиться по общеобразовательной программе не может.
Я отказалась подписывать заключение.
Сегодня в школе мне выдали бумагу, что согласно заключению ПМПК мою дочь будут учить в дальнейшем по адаптированной программе. А эта программа уже сейчас закрывает ей возможность через 6 лет сдавать экзамены, т.к по этой программе предусмотрена только справка об окончании школы.
Договориться с администрацией школы не удается. Директор настаивает, что обязан учить так, как считает ПМПК.
НО....
Я почитала законы и правила. Их очень немного, но что то я из них вынесла.
- результаты ПМПК носят рекомендательный характер и строго конфиденциальны. Т.к я не передавала их в школу, школа никак не может знать, что написано в этом заключении , соответственно ссылаться на его рекомендации не имеет права. Старое заключение ПМПК, выданное в феврале этого года, действует год.
- ПМПК прошло с явными нарушениями прав моего ребенка.
ВОПРОС:
Что и как мне сейчас делать, что бы дочь продолжила обучение по общеобразовательной программе в стенах той же школы?
Куда и к кому бежать...
Большое спасибо за консультацию...
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте! Обязать обучение по адаптированной программе школа не может; право выбора формы образования всегда остается за родителями (законными представителями) ребенка.
Однако в Вашем вопросе есть некоторые неточности, которые я хотела бы прояснить.
Как Вы правильно заметили, заключение ПМПК является конфиденциальной информацией и по общему правилу не может быть никому предоставлено без Вашего согласия (п. 1. ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). При этом информация о том, что «старое заключение ПМПК действует один год» неверна – в действительности же заключение комиссии действительно для представления в школу в течение календарного года с даты его подписания (если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении). Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.
То есть, если школа рекомендует пройти обcледование в ПМПК, то это происходит не собственно для создания ограничений по развитию ребенка (невозможность сдать экзамен и т. п.), но для получения рекомендаций по индивидуальному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которые помогут ему лучше адаптироваться в окружающей среде. Кроме того, только на основании актуального заключения ПМПК для ребенка могут быть созданы специальные условия обучения – например, предоставление специальных пособий, звукоусиливающая аппаратура, услуги сурдопедагога и др. (ст. 79, п. 3 Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»). Заключение ПМПК учитывается и МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации ИПР ребенка с инвалидностью.
Кроме того, Вы не совсем правы в утверждении «адаптированная программа… уже сейчас закрывает ей возможность через 6 лет сдавать экзамены, т.к по этой программе предусмотрена только справка об окончании школы». Так называемая «справка», а точнее свидетельство об окончании школы выдается только в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (дети с глубокой умственной отсталостью (Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48). Иные адаптированные образовательные программы позволяют проходить государственную итоговую аттестацию и получать аттестат о среднем (полном) общем образовании. Кроме того, предусматривается переход от одного варианта АООП к другому по мере развития ребенка.
Если Вы полагаете, что во время проведения ПМПК права ребенка были нарушены и результаты не соответствуют действительному положению вещей – Вы имеете право обжаловать заключение ПМПК в центральную комиссию, а также в судебном порядке. Конечно, это занимает много времени и сил, учитывая уровень бюрократии у нас в стране, однако в интересах ребенка это того стоит. Нет сомнения, что рекомендации ПМПК должны максимально соответствовать ее потребностям и помогать, а не препятствовать развитию.
В любом случае, повторюсь, выбор формы обучения всегда остается за родителем, и если школа отказывается обучать ребенка по общеобразовательной программе, возможно обжалование такого решения в административном и судебном порядке.