Добрый день. В Челябинской области постановлением Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 №309 и Приказом от 26.01.2018 года (документ прилагаю) были установлены размеры компенсации затрат родителей на обучение детей-инвалидов на дому. Как вы можете заметить, в таблице, начиная со школьных ступеней, существует деление на образовательные программы начального общего образования, основного, среднего и такие же программы, но по ФГОСам. Размеры компенсации сильно отличаются. Закон о ФГОСах с детьми ОВЗ вступил силу в 2016 году. В Минобр утверждают, что программа по ФГОСам рассчитана только лишь на детей-инвалидов, которым на момент вступления в силу закона (2016 г) было 7 лет и на тех, кто младше. Обосновывают это тем, что дети старше уже учатся не по системе ФГОСов.
Но есть большое "НО"! Компенсация выплачивается при условии, если ребёнок не прикреплён к школе, то есть, родители берут на себя обязательство обучать ребёнка: нанимая репетиторов, устраивая его в частные коммерческие центры и т.д. Соответственно и программы там могут быть разные, включая те же ФГОСы.
Хотелось бы узнать, действительно ли год рождения ребёнка влияет на размер компенсации и с какого возраста ребёнок может получать выплату согласно 1-й ступени образовательной программы. Потому что пройти ПМПК перед школой ребёнок может в 6,6 лет. А выплату получать – только с начала нового учебного года, по словам отделов образования.
Заранее спасибо!
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
В соответствии со ст 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок оформления отношений государственной/муниципальной образовательной организации и родителей детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами данных субъектов.
Иными словами, размер, условия и порядок получения компенсаций в полной мере относится к прерогативе местных органов власти, каковыми в Вашем случае являются власти Челябинской области. Почему местные власти поставили размеры компенсаций в зависимости от ступени образования, сказать сложно, тем более, что не во всех регионах присутствует подобная практика (например, Законом Воронежской области родителям детей-инвалидов, обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в едином размере независимо от ступени программы). Теоретически можно было бы обжаловать упоминаемый Вами нормативный акт субъекта РФ, однако шансы на успех будут невелики.
Что касается введения в действие ныне действующих ФГОСов, действительно, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" данный Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года, а обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Поскольку, как отмечалось выше, порядок оформления отношений между образовательной организацией и родителями определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, момент, с которого предоставляется компенсация, также отражается в данном акте. Факт прохождения ПМПК как основания для организации обучения на дому сам по себе не может служить основанием для начала выплаты компенсации – необходимо заключить договор с учреждением, где ребенок будет проходить промежуточную и итоговую аттестацию по факту освоения образовательной программы.