Добрый день!
С сентября 2018 года моя дочь посещает школу для детей с РАС, в которой впервые был организован класс по программе 8.4. Планировалась наполняемость 5 человек, но на данный момент у нас 4 ребенка в классе. На них выделен один учитель и один тьютор, а также с детьми занимаются узкие специалисты. В целом, условия соответствуют прописанному у нас в заключении ПМПК (копию прилагаю). Тем не менее, таких детей в школе до этого не было, и видно, что одного тьютора на наших детей мало. Прошу проконсультировать меня, какие у нас есть варианты по привлечению дополнительного персонала к занятиям наших детей. Я слышала, что в каких-то случаях можно привлекать работника соцслужбы для осуществления ухода, т.е. сводить в туалет, помочь поесть, переодеть и т.д.Правда ли это? Можно ли рассчитывать нам на привлечение такого человека к работе в классе? Какую еще помощь мы могли бы получить как в школе, так и через благотворительные фонды, и как это сделать? Поделитесь компетентным мнением по вопросу!
Заранее спасибо!
С уважением, Наталья
P.S. В заключении нашего одноклассника стоит формулировка ГРАФА ___"Предоставление услуг тьютора"___ ОТ РУКИ___ "да"___ . Как можно трактовать данную формулировку? Тьютор на класс удовлетворяет этой фразе или семья может рассчитывать на индивидуального тьютора? Школа видимо трактует это как один тьютор на 4 человек. Также заранее спасибо!
Комментарии
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте, Наталья!
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 предусматривается 1 штатная единица тьютора на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В вопросе Вы не указали, на основании чего делаете вывод, что одного тьютора на класс недостаточно – ребенку (детям) сложно освоить образовательную программу, или имеются, например, поведенческие трудности? В зависимости от этого либо необходимо запрашивать у школы дополнительных специалистов (психологов, педагогов), либо, если школа отказывается их предоставлять – повторно проходить ПМПК и на основании уточненных рекомендаций требовать предоставления их услуг.
Также, согласно представленному заключению, помимо тьютора Вашему ребенку полагается помощь ассистента (помощника) для соблюдения санитарно-гигиенических требований (туалет, помощь в переодевании и т.п.). Для получения этой услуги (если она не предоставлена) необходимо написать заявление на имя администрации школы с требованием выполнения рекомендации ЦПМПК.
Помимо вышеизложенного, рекомендую в школе ознакомиться с Вашей АОП и уточнить, какие именно занятия организованы в школе. Программа 8.4 для детей с РАС предусматривает индивидуальные и групповые занятия, такие как коррекционные курсы: "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие", "Сенсорное развитие" "Двигательное развитие", "Предметно-практические действия" и т.п. Полное описание программы можно найти в Приказе Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Кроме того, согласно Приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 учащимся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с РАС организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации.
Иными словами, Вам необходимо проанализировать, помощи каких специалистов Вам не хватает, и исходя из этого действовать.
По поводу обращения в благотворительные фонды - к сожалению, сейчас мы не в курсе, есть ли в какой-либо из московских благотворительных организаций целевые средства на такой вид помощи детям школьного возраста.
Относительно трактовки о предоставлении услуг тьютора в ПМПК, повторюсь, школа обязана его предоставить в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (1 тьютор на каждые 1 - 6 учащихся, не индивидуально).
Отвечает юрист Анна Басова:
Здравствуйте, Светлана!
Ответ комитета образования является неправомерным, в том числе в вопросах трактовки нормативно-правового акта.
Ну, во-первых, подход комитета по образованию в виде: «школа не детский сад, ее задача образование» не является профессиональным. Как сказано в цитируемом письме Минпросвещения России от 20.02.2019 N ТС-551/07 "О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью", под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника). Учитывая специфику детей с ОВЗ, безусловным является факт необходимости не только обучения как такого, но и помощь в адаптации, физическая поддержка и т.п.
По поводу трактовки автономии школы: в соответствии с тем же Письмом, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров и т.п. Данная норма дублируется и в ст. 28 ст. Закона об образовании.
Автономия в данном случае выражается в том, что решение о введении в штатное расписание ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации самостоятельно либо на основании рекомендаций ПМПК либо с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Иными словами, даже в случае отсутствия в заключении ПМПК рекомендаций о предоставлении тьютора или ассистента школой самостоятельно может быть принято решение о предоставлении таких услуг на определенный период или на постоянной основе.
В то же время важно помнить, что согласно п. 23 Приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082, заключение ПМПК обязательно для исполнения и является основанием для создания школой рекомендованных в заключении условий для обучения.
Должность ассистента не является педагогической, поэтому ее может занимать и специалист без соответствующего образования, а также внешний или внутренний совместитель, что дает большую свободу школе при формировании штатного расписания.
В Вашем случае рекомендую Вам письменно обратиться в комитет по образованию со ссылками вышеупомянутые нормативно-правовые акты, и, если этот шаг не принесет результатов, в Министерство просвещения (форму обращения можно заполнить на их сайте), а также в прокуратуру и уполномоченному по правам ребенка.