Постановление о порядке конкурсного отбора для получения господдержки на оказание социальных услуг за счет бюджетных средств, на днях принятое правительством, – один из подзаконных актов, необходимых для функционирования закона о социальном заказе. Как работает закон, который сейчас действует в пилотном режиме в 16 регионах, – комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор в материале на портале «Известия».
«Сейчас система негосударственного участия в социальном обслуживании выглядит так: негосударственные поставщики заявляются в реестр, а люди, которым нужна помощь, идут к поставщикам – и те выставляют счет властям. И выяснилось, что у регионов денег не хватает: были истории, когда заложенные в бюджете на компенсации поставщикам социальных услуг деньги заканчивались в мае, июне, потому что регион на самом деле не знает, сколько у него людей, нуждающихся в помощи. И поставщики не чувствуют себя уверенно: мы наберем сейчас себе получателей, начнем работать, а к июню регион скажет – у нас деньги кончились», – рассказал Павел Кантор.
По его словам, в этом смысле закон о госзаказе более продуман – в том смысле, что регион изначально размещает определенное количество сертификатов на определенное количество получателей и выделяет бюджет. «Поставщики спокойны – все выданные сертификаты заложены в бюджет. Другое дело, что людям может не хватить сертификатов. А в вопросе конкурсного отбора, правоприменитель должен «пройти по лезвию бритвы». Если он сделает правила отбора и правила конкурса слишком строгими, то тем самым отсечет слишком большое количество реально работающих организаций, которые помогают людям, по формальным причинам. С другой стороны, если сделать правила отбора слишком мягкими, то это откроет путь для злоупотреблений и для того, что по муниципальному заказу пройдут фирмы, либо близкие к тому, кто этот заказ выделяет, либо просто мошенники, либо недостаточно качественные поставщики этой помощи. Задача у правительства тут очень сложная, и мы желаем ему удачи», – пояснил Павел Кантор.
Как считает юрист, главная трудность реализации закона в том, что субъекты Федерации «довольно плохо представляют себе реальное количество людей, нуждающихся в помощи, и реальный объем помощи, который нужно в их пользу распределить».
«Но сам механизм в основе своей правильный и основан на равенстве государственных и негосударственных поставщиков. Однако даже входить в реестр поставщиков социальных услуг не всегда выгодно, потому что размер компенсаций, которые выплачиваются поставщикам, часто очень невелик.
Кроме того, сертификаты могут распространяться только на зафиксированные в официальных документах социальные услуги. Есть услуги, которых нет в перечнях, а они нужны. Грубо говоря, услуги разделяются на замещающие и ассистирующие. Первые – это приготовление пищи, вторые – это помощь в приготовлении пищи. И специалисты говорят, что правильнее – именно ассистирующие услуги, которые позволяют развивать навыки. Но в стандартных перечнях ассистирующих услуг нет, только замещающие. Кроме того, на уровне Российской Федерации есть рекомендованные услуги, но не все регионы включают их в свои перечни, потому что нет денег на их предоставление», – рассказал Павел.
Добавить комментарий