В материале Ольги Алленовой «В Германии, Бельгии, Чехии, Дании нет такого понятия, как полная недееспособность» Что должна сделать Россия, чтобы выполнить Конвенцию ООН о правах инвалидов» на портале «Коммерсантъ» известный специалист по семейному праву России и европейских стран, профессор Мария Антокольская рассказывает, как меняется парадигма защиты людей с ментальной и психической инвалидностью, как можно не лишать таких людей дееспособности, как должна быть организована помощь, как устроены системы опеки в Европе и как распределение опеки между несколькими физическими или юридическими лицами помогает нормально устроить жизнь людей с ментальными нарушениями.
В России, которой для выполнения обязательств, взятых на себя при ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, необходимо реформировать систему опеки и попечительства, тоже готовится к принятию законопроект о распределенной опеке. Он был принят в первом чтении уже 4 года назад. 29 января 2020 года Президент России поручил Госдуме подготовить законопроект ко второму чтению, но в процессе работы в Думе из него убрали саму возможность распределять опеку и попечительство между разными лицами. Однако, как свидетельствует Мария Антокольская, в измененном виде законопроект будет бесполезен, так как распределенная опека является принципиальным условием нормального устройства жизни людей с ментальной и психической инвалидностью.
О том, что идея распределения опеки — необходима и уже существует сегодня в большинстве европейских стран: «У нас в Голландии существуют три варианта: опека, когда все функции объединяются в одном лице, и две формы разделенного попечительства — финансовое попечительство и личное представительство. При раздельном попечительстве один или несколько попечителей занимаются финансовыми вопросами подопечного, а другие — нефинансовыми».
О возможности улучшить ситуацию в России: «Закон о распределенной опеке совершенно необходим в России. Многие люди не готовы забрать человека с инвалидностью к себе домой и всю жизнь закрутить вокруг него. Но многие готовы стать одним из попечителей и уделять этому какую-то часть своего времени. <...> Закон просто убили, когда выбросили из него распределенную опеку. И если кто-то намеревается принимать закон в таком виде, то не надо делать вид, что президентское поручение выполняется».
Добавить комментарий