В регионах РФ будут развиваться «стационарозамещающие технологии социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами». Соответствующий приказ опубликован на сайте Минтруда.
В приказе за подписью Максима Топилина субъектам РФ предписывается создать планы мероприятий по развитию стационарозамещающих технологий согласно прилагаемой «дорожной карте». В ней есть правильные слова про сопровождаемое проживание и занятость. Значит ли это, что интернатов наконец будет становиться меньше, а нормальных форм для жизни людей с ментальной инвалидностью – больше?
В Центре лечебной педагогики полагают, что «дорожная карта» Минтруда фактически передает все полномочия в этой сфере регионам. «Не думаю, что это может спасти ситуацию. Большинство субъектов Федерации – дотационные, а значит, не имеют право выделять дополнительные деньги на социальную сферу. Чтобы развивать сопровождаемое проживание, регионы должны сначала получить дополнительный ресурс из федеральных денег. А государство должно законодательно закрепить за ними право этими деньгами распоряжаться», – комментирует приказ Минтруда директор ЦЛП Анна Битова.
Предлагаемая «дорожная карта» – это даже не полумеры, а ничтожная доля мер. Реально сдвинуть ситуацию и действительно создать условия для прекращения притока в ПНИ, возможности выхода из него и массового создания мест сопровождаемого проживания (альтернативы ПНИ) может только принятие закона о распределенной опеке в концептуально полном виде. А пока его нет:
– для взрослых подопечных, живущих в семье, после утраты родителей по-прежнему невозможно будет найти опекуна, который целиком возьмет на себя заботу о подопечном, а следовательно, они неизбежно попадут в ПНИ, и приток туда не остановится;
– интернаты по-прежнему останутся закрытыми от внешнего контроля, а попавшие в них люди – отрезанными от родных и близких и полностью зависящими от ПНИ; там по-прежнему будут нарушаться их базовые права, происходить преступления, а качество социальных услуг – не выдерживать никакой критики. Огромные государственные деньги продолжат тратиться на поддержку этой бесчеловечной системы, а все ресурсы, что были вложены родителями, пока их ребенок рос в семье и адаптировался во взрослой жизни, – пойдут насмарку;
– не будет создано основы для массового развития альтернативных интернатам форм сопровождаемого проживания таких людей, и попавшие в ПНИ подопечные в подавляющем большинстве останутся там пожизненно;
– огромный социальный потенциал Церкви, родительских и помогающих организаций останется нереализованным;
– органы опеки и попечительства так и не получат реального инструментария для создания разных форм жизнеустройства и распределения ответственности за жизнь и благополучие подопечных (как было в России испокон веку в больших семьях).
Добавить комментарий