«Реформа ПНИ: как сдвинуть гору?»

Круглый стол «Реформа ПНИ: как сдвинуть гору?», организованный порталом Милосердие.ru, прошел 7 декабря 2020 года на площадке «Благосфера» в Москве. В нем приняли участие председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики» Анна Битова, психолог, организатор движения STOP ПНИ Мария Сиснева, юрист правовой группы ЦЛП Елена Заблоцкис, эксперт проекта «Регион Заботы», юрист Центра паллиативной помощи ДЗМ Анастасия Жданова, директор БФ «Жизненный путь» Иван Рожанский, директор Свято-Софийского социального дома для людей с тяжелыми множественными нарушениями развития Светлана Бабинцева. Модерировала встречу главный редактор портала Милосердие.ru Юлия Данилова.

«Мы знаем, что доставшаяся нам в наследство с советских времен система содержания и скрывания от людских глаз людей с ментальными и физическими нарушениями устроена так: это огромное учреждение, где живет много народу, куда раз попав, уже очень трудно выбраться, где человек лишен некоторых базовых возможностей и прав, где у него часто нет личных вещей и права выбора. У человека нет тишины и личного пространства, он часто подвергается насилию в разных формах. ... Сейчас, к счастью, усилиями общественников, в том числе журналистов и волонтеров, эта тема стала немножко подсвечиваться и звучать. ... Но пока практически, на деле, ничего серьезного не сделано», – сказала, открывая круглый стол, Юлия Данилова.

Мария Сиснева – про ПНИ: «В том виде, в котором сейчас существуют психоневрологические интернаты, противоестественно говорить, что какой-то из них может быть хорошим. Для людей противоестественно жить такими огромными группами в замкнутом пространстве. И мне кажется странным ставить в  зависимость такое огромное – от 300 до 1000 человек – количество людей от характера и доброй воли руководителя учреждения. ... Возможны нормальные учреждения только в том случае, если они домашнего типа – и это доказал опыт многих стран, которые прошли через процесс деинституционализации»

Анна Битова об источниках притока людей в интернаты: «Проблема в том, что человек живет дома – а потом что-то случается, с родственниками или с ним самим, и он вынужден переезжать в этот огромный муравейник. Проблема в том, что нету достаточной помощи на дому, достаточной полустационарной помощи. Для наших ребят с психическими нарушениями очень важно, чтобы было, куда выходить. А в большинстве регионов нет практически никакой помощи для инвалидов с психическими заболеваниями. То есть либо сидеть дома, либо сидеть в ПНИ».
 
«Надо начать наконец организовывать эту помощь на дому, полустационарно. И тогда потихоньку будет уменьшаться количество людей там. Но не полностью – очень медленно, на это уйдут годы. Но процесс надо начинать оттуда, а не с расселения или переоборудования концлагерей на концлагеря лучшего типа. Надо начинать оказывать помощь в семье».

Елена Заблоцкис: «На самом деле мы все давно понимаем, что надо реформировать вообще систему социальной помощи людям с психическими расстройствами. При этом туда включается и помощь на дому, и полустационарная помощь, и, действительно, само реформирование ПНИ, то есть улучшение условий проживания в этих учреждениях, которые как-то изменятся и будут выглядеть, например, как в Германии (один человек в комнате)».

Юлия Данилова: «Люди, которые пытаются эту ситуацию изменить, видят некий выход и ключевое звено в том, что должен появиться закон о распределенной опеке. ... Закон обсуждается уже некоторое время, и сейчас как-то застрял. Он сейчас в очень усеченном виде продолжает свое существование. ... Давайте поясним. Когда человек попадает в систему государственной помощи и признается недееспособным, у него появляется опекун в виде официального лица (обычно директора учреждения). И борьба идет сейчас за то, чтобы был еще другой опекун, который также сможет принимать решения в интересах человека, который сам о себе позаботиться не может. Чтобы таким опекуном мог быть его родственник, или друг, или НКО».

Елена Заблоцкис: «К нам постоянно все эти годы ходят семьи с одними и теми же вопросами и желаниями. Соответственно, запрос не изменился ни на одну букву. ... Когда мы разговариваем с семьями, оказывается, что их личные ситуации полностью соответствуют тому, что мы хотели решить законопроектом о распределенной опеке! ... Но за все годы, что мы разговариваем об этом законопроекте, не сдвинулось вообще ничего. Есть какие-то правовые возможности, которые можно развивать, но они не развиваются. К сожалению, это какая-то тупиковая история».
 

Анастасия Жданова: «Ко второму чтению сейчас подготовлена абсолютно выхолощенная редакция законопроекта, из нее ушли многие нормы, которые обеспечивают, в том числе, вот это соглашение с распределением опеки. ... К сожалению, исключена возможность НКО, куда подопечный не помещается под надзор, быть вообще опекуном или попечителем, не говоря уже о том, чтобы выполнять функции со-опекуна. ... На сегодняшний день и родительское сообщество, и профессиональное пытаются вернуть законопроект в ту первоначальную редакцию, где была создана эффективная система сдержек и противовесов в этих отношениях, участником которых является человек с психическим расстройством».

«Если мы дадим НКО и физическим лицам права со-попечителей, со-опекунов, право знать, что происходит внутри – они просто взорвут систему!»

Полную видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии