С 15 сентября 2015 года в России вступает в силу новый закон – Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ. Кодекс, призванный обеспечить равенство граждан и госорганов в административном процессе, содержит не только нормы, уже присутствующие в российском законодательстве, но и целый ряд новых положений.
В частности, нововведения касаются дел о принудительном помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке. Теперь для таких дел обязательно участие представителя. При отсутствии представителя у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, суд назначает ему адвоката в качестве представителя.
Можно ли рассчитывать, что новые положения будут способствовать принятию более объективных решений по таким делам? Комментарий Павла Кантора, юриста РБОО «Центр лечебной педагогики»:
Адвоката назначают только при отсутствии представителя у госпитализуемого. Если он есть (опекун, попечитель, родитель), то адвокат не назначается, даже если представители пассивны и права человека под угрозой. Кроме того, сомнительно, что назначенный адвокат (который, возможно, психически больного и психиатра видит в первый раз в жизни) сможет что-то сделать, если ему не будет помогать Служба защиты прав граждан с психическими расстройствами (ст. 38 закона о психиатрической помощи). К счастью, дело по реальному созданию этой Службы сдвинулось с мертвой точки; мы надеемся в обозримом будущем увидеть представителей Службы, поддерживающих лиц с психическими расстройствами на ключевых поворотах их взаимодействия со стационарными организациями.
Добавить комментарий