С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые нормы Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее Закон), регулирующие порядок перевода, временного выбытия и выписки из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (то есть ПНИ), а также утвержденный в соответствии с ними Порядок и условия перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (Приказ Минтруда России от 3 апреля 2024 года № 176н, далее Порядок).
Как будет происходить временное выбытие совершеннолетнего получателя социальных услуг (далее проживающий) из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (то есть ПНИ, далее стационарная организация), по новым правилам с 1 сентября 2024 года, рассказывает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис (о выписке из ПНИ можно прочитать здесь; о переводе из ПНИ в интернат общего типа можно прочитать здесь):
«Решение о временном выбытии проживающего принимает стационарная организация на основании заявления о временном выбытии. В случае, если стационарная организация откажет во временном выбытии, проживающий или лицо, которое ему помогает, может обратиться в межведомственную комиссию, создаваемую в субъекте РФ в соответствии со статьей 441 Закона (в редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2024 года) (пункты 58 – 64 Порядка).
Заявление о временном выбытии подается самим проживающим или его законным представителем. Заявление также может быть подано лицом, которое будет оказывать помощь проживающему в период его временного выбытия (п. 49 Порядка).
В заявлении о временном выбытии указываются:
- причина и период временного выбытия,
- адрес, где будет временно жить проживающий,
- лицо, которое будет оказывать помощь, если такое лицо есть,
или организация, в которую временно выбывает проживающий (п. 50 Порядка).
В качестве причины для временного выбытия в Порядке указаны:
- потребность в получении санаторно-курортного лечения, реабилитации или абилитации,
- потребность в обучении, в прохождении подготовки к самостоятельному или сопровождаемому проживанию,
- потребность в проведении досуга и отдыха, в посещении членов семьи, родственников, друзей и других близких людей (п. 45, п. 58 Порядка).
Порядком рекомендуется подавать заявление о временном выбытии не позднее 10 рабочих дней до предполагаемой даты выбытия. Но также отмечено, что, если заявление подано позднее этого срока, стационарная организация не может отказать в его рассмотрении. Рассмотрено заявление должно быть в сроки, позволяющие проживающему временно выбыть в планируемые сроки, в том числе в экстренных случаях, например, в связи со смертью членов семьи, родственников, друзей (п. 46 Порядка).
Заявление должно быть зарегистрировано уполномоченным работником стационарной организации, и копия зарегистрированного заявления выдана на руки заявителю (п. 28 Порядка).
Далее стационарная организация должна выяснить, есть ли лицо, которое будет помогать проживающему в период его временного выбытия, если проживающий нуждается в помощи, и получить соответствующее заявление от этого лица. Это может быть подтверждение от организации, в которой проживающий будет проходить лечение, реабилитацию, курс учебного сопровождаемого проживания, обучаться, отдыхать (п. 53 Порядка).
Стационарная организация должна убедиться, что условия временного выбытия соответствуют потребностям проживающего и его нуждаемости в помощи во время временного выбытия, и оказать содействие в их создании (п. 54 Порядка и другие пункты).
Если проживающий может проживать самостоятельно, то стационарная организация должна назначить ответственного работника, который будет поддерживать дистанционную связь с ним, чтобы своевременно оказать помощь в случае необходимости (п. 56 Порядка). Такая же дистанционная помощь должна быть обеспечена для лица, которое принимает к себе проживающего. Проживающему может быть оказана помощь в сопровождении к месту его пребывания и обратно, в получении социального обслуживания по месту пребывания (п. 54 Порядка), а также содействие в решении вопросов финансового обеспечения расходов в период временного выбытия за счет проживающего (п. 66 Порядка).
В отношении недееспособных проживающих и проживающих, дееспособность которых ограничена, Порядком предусмотрено заключение между стационарной организацией и лицом, которое временно принимает проживающего, соглашения о взаимодействии в целях обеспечения для проживающего безопасных условий проживания, заботы о его содержании и здоровье, помощи и ухода (п. 55 Порядка).
О принятом решении стационарная организация должна уведомить заявителя в письменной форме и разъяснить решение в доступной для него форме, в том числе с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации (п. 65 Порядка).
Порядком определены основания для отказа во временном выбытии (п. 58 Порядка). Стационарная организация вправе отказать, если не подтверждена возможность предоставления проживающему условий для безопасного проживания, или если отсутствует лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за проживающим, и сам проживающий не способен проживать самостоятельно. В решении об отказе во временном выбытии должно быть указано основание для отказа.
Если стационарная организация отказала во временном выбытии, проживающий, его опекун или попечитель, лицо, которое обязуется обеспечивать помощь и уход в период временного выбытия, могут обратиться в межведомственную комиссию (пункты 58 – 64 Порядка). Комиссия формирует рекомендации для стационарной организации. Но окончательное решение принимает стационарная организация, она только учитывает рекомендации комиссии.
Регламентацию порядка временного выбытия безусловно следует приветствовать.
Установлен порядок работы с заявлением о временном выбытии, и отказ принять заявление, рассмотреть его – это уже нарушение прав проживающего. На основе Порядка стационарная организация должна утвердить внутренний порядок работы с заявлением (п. 68 Порядка обязывает утвердить Правила приема и организации работы с заявлением о переводе, выписке и временном выбытии), в том числе определить уполномоченных работников, которые принимают и регистрируют заявление, собирают необходимую для принятия решения информацию и документы, порядок принятия решения и его разъяснения проживающему.
Возможность проживающего и лиц, которые ему помогают, обратиться в межведомственную комиссию позволяет, с одной стороны, вынести вопрос о временном выбытии из-под единоличного решения стационарной организации и преодолеть полную зависимость проживающего от стационарной организации, и, с другой стороны, стационарная организация может разделить ответственность за принятие решения в сложных ситуациях с этой комиссией.
Не могу не остановиться на вопросе толкования норм, которые допускают отказ человеку в осуществлении его прав. Любой человек имеет право уехать из стационарной организации тогда, когда ему необходимо, по любым причинам. Дееспособный человек сам решает, как обеспечить условия для проживания где бы то ни было. Возникает вопрос, почему закон говорит об отказе стационарной организации во временном выбытии, как такое возможно.
Обратимся к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 727-О-О[1], в котором выражено мнение Конституционного Суда РФ о том, как следует рассматривать эти нормы Закона: эти нормы «адресованы прежде всего администрации психоневрологических учреждений, на которую возложена обязанность по оказанию гражданам психиатрической помощи, включая социально-бытовую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами» и «не может рассматриваться как препятствующее реализации такими лицами гарантированных им конституционных прав, в том числе права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Из этого следует, что рассмотрение вопроса о временном выбытии должно осуществляться только с точки зрения содействия гражданину в оценке безопасности для него имеющихся условий для временного выбытия, получении им достаточной помощи. Отказ должен носить со стороны стационарной организации рекомендательный для гражданина характер и не может являться запретом.
К сожалению, отразить такой подход в Порядке не удалось. Однако, в пункте 69 Порядка указаны принципы работы с заявлениями проживающих:
- уважение прав и свобод личности,
- содействие в их реализации,
- ценность поддержания родственных и иных межличностных отношений,
- значимость участия гражданина в жизни общества
- не допущение унижения чести и достоинства человека.
Кроме того, в случае, если межведомственная комиссия рекомендует отказать проживающему во временном выбытии, в ее рекомендациях должны быть отражены мероприятия, направленные на подготовку проживающего к временному выбытию, а стационарная организация должна организовать соответствующую работу по подготовке (пункты 63-64 Порядка).
В межведомственную комиссию, создаваемую в каждом субъекте РФ с 1 сентября 2024 года, могут входить общественные объединения и негосударственные организации, осуществляющие деятельность в сфере защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. Примерный порядок создания и деятельности межведомственной комиссии утвержден Приказом Минтруда России от 23 апреля 2024 года №231н. Призываем общественные объединения, негосударственные организации входить в состав таких комиссий в своих регионах.
Конечно, еще есть вопросы к тому, как будет происходить временное выбытие, как будут оцениваться условия временного выбытия. К сожалению, в Порядок не вошла норма, обязывающая стационарную организацию сохранять комнату, место в комнате, где проживающий непосредственно живет, его личные вещи в период временного выбытия. Мы вносили предложения по урегулированию этих вопросов, и они нашли отражение в проекте Порядка, представленного на общественное обсуждение, но в утвержденном Порядке их нет.
Но первый шаг в том, чтобы сделать более прозрачной жизнь в стационарных организациях, сделан. Надо наблюдать за практикой и реагировать на нее».
[1] «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коваленко Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положением части второй статьи 44 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и абзацем вторым пункта 7.3 Положения о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания»
Добавить комментарий