В начале ноября 2022 года воронежское издание «Блокнот» опубликовало фотографии связанных детей с инвалидностью из Бутурлиновского дома-интерната в Воронежской области. Насколько это законно, почему такое происходит и что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию, – приводим мнения экспертов.
Директор Центра паллиативной помощи Департамента здравоохранения Москвы, учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер отмечает, что меры физического стеснения используются повсеместно: «За последние годы я побывала в десятках российских интернатов – взрослых и детских. И я не встречала интернатов, где НЕ используют физические меры стеснения: не привязывают, не запирают в комнатах, не оставляют в наказание в закрытых отделениях без права выхода на улицу. Таких учреждений я практически не встречала (на сотни интернатов пара исключений не в счет).
СМИ попытались разобраться в произошедшем в Бутурлиновском интернате Воронежской области – жуткие фотографии, которые обошли весь интернет. Увидела в одном из материалов комментарий сотрудника интерната: «Если в некоторых интернатах применяют связывание, то не такое как на фото, а более физиологичное». Привязывают в интернатах по-разному. Страшно понимать, что меня эти фото уже не шокируют. Команда «Региона заботы» фиксировала сотни таких связываний. Не позволяйте себе говорить: «Ой, нет, страшно, не буду на это смотреть». Это правда страшно, да, но это происходит и существует рядом с нами за наши с вами налоги, в каждом городе, в каждой области, где есть интернат. И говорить, что мы в этом не виноваты и к нам это не имеет отношения, нельзя».
С этим согласна президент Санкт-Петербургской благотворительной организации Перспективы Мария Островская: «К сожалению, это происходит во всей стране. Мы посещали множество интернатов в России в рамках работы Общественной палаты РФ, Уполномоченных по правам ребенка и взрослых. Я бывала во многих регионах. Картина везде одна и та же. И детей, и взрослых часто связывают. Самыми разнообразными способами. Привязывают коляску к батарее, чтобы человек не мог перемещаться, привязывают к кровати... Иногда совершенно экзотическими способами. Я бы сказала креативными. Персонал учит друг друга.
Сотрудники так делают совершенно не потому, что там работают какие-то звери. А потому что работает там, например, одна нянечка на 15 человек. Катастрофическая нехватка персонала, проблемы дневной занятости. Чаще всего это какое-то надомное обучение несколько часов в неделю. В лучшем случае. А остальное время дети ничем не заняты. Во многих группах, где особенно сложные дети, нет вообще воспитателей. Только нянечки.
Катастрофическая нехватка персонала ведет к двойным стандартам. С одной стороны, они за все отвечают и не имеют права ограничивать детей, с другой стороны, они совершенно не в состоянии следить за ними. Даже невозможно себе представить, чтобы они с этой задачей справились.
Это системная проблема. Она не решится до тех пор, пока, во-первых, не будет достаточно персонала, во-вторых, обученного квалифицированного персонала, в-третьих, пока не будет системы поддержки и сопровождения для него. Это трудная работа. Люди нуждаются в сопровождении, супервизорах, поддерживающих процедурах. Ну, и конечно, не должно быть никаких крупных учреждений, никакой скученности детей, потому что скученность создает дополнительные угрозы, с которыми персонал так справляется».
О том же говорит и нейропсихолог, член Психологического союза Финляндии, эксперт по социальной реабилитации инвалидов Елена Вяхякуопус: «Не кажется ли, что если много лет используют физические методы стеснения во ВСЕХ интернатах с редкими исключениями, то чисто статистически в них не могут работать одни чудовища? Не логичнее ли предположить, что система обучения сотрудников, законодательство, правила и протоколы ухода и попечения тоже в чем-то ответственны?
В Финляндии и в других странах в интернатах и в домах проживания применяют методы физического стеснения в экстремальных ситуациях. Например, когда человек откусывает от своих рук куски. Когда ломает пальцы соседям. Когда бьет себя без перерыва по голове. Когда бегает без перерыва день и ночь по комнате и пытается разбить все, что видит.
Как-то в интернате в одной стране (не в России) со мной был сотрудник общественной организации. Приятный высокий мужчина в очках. В коридоре он увидел парня в перчатках, соединенных цепочкой. Парень сидел на скамейке и улыбался нам. Общественник страшно возмутился и потребовал немедленно освободить парня. Испуганная санитарка сняла с него перчатки. Парень встал, подошёл к нам и, радостно улыбаясь, молниеносно и точно ударил доброго сотрудника в очки. Ну, дальше понятно, кровь, крики, скорая помощь, перепуганный парень, бьющийся головой в стену, пока его уже совсем не связали и не укололи.
Только прошу, не надо воплей: «Так, по-вашему, связывать хорошо?!!!»
Перечитайте. Связывать нехорошо. Держать человека связанным долгое время - исключительно жестоко. В подавляющем большинстве случаев обычные занятия, дневная занятость, хороший уход, общение и обучение уменьшают и даже полностью убирают агрессию и самоагрессию, часто без лекарств. Но для этого нужен обученный персонал в достаточном количестве. Нужно соответствующее законодательство. Нужен протокол действий. Нужно понимание всеми, что меры сдерживания применяются в крайних случаях, когда никакие другие меры не сохранят жизнь и здоровье человека или его окружающих. Когда ребёнок бежит к пропасти, вы его остановите? Возьмёте на руки? Не разрешите прыгнуть, ограничив тем самым его свободу передвижения?
Это не значит, что надо держать кого-то днями в клетке. Это значит, что надо принимать меры, чтобы не доводить до пропасти. И не обвинять только сотрудников, которые не имеют средств, знаний, навыков и физических возможностей справляться. Если их работа будет организована правильно, таких ситуаций не будет. Понимаю, что сейчас тяжёлое время. Но особых средств для организации не нужно.
Впрочем, я, как вам известно, очень не люблю интернаты. Это мягко сказать. А точно и верно сказал Борис Кривошей: «Нельзя улучшить жизнь там, где ее нет».
Люди должны жить дома».
Добавить комментарий