Дума отклонила законопроект о распределенной опеке

К сожалению, чуда не произошло – 12 февраля 2025 года Госдума отклонила законопроект о распределенной опеке, сообщает портал Милосердие.ru. 

Как заявила на заседании глава комитета по делам семьи Нина Останина«все проблемы, на решение которых он <законопроект> был нацелен, сняты внесением в 2023 году поправок в Закон о психиатрической помощи».

Почему это совсем не так и почему отклонение закона создаёт катастрофически незащищённое положение для людей с ментальной инвалидностью и их родителей, комментирует президент СПб БОО «Перспективы» Мария Островская:

«9 лет прошло с момента, когда законопроект о распределённой опеке был принят в первом чтении. Все эти годы он обсуждался то с большей, то с меньшей интенсивностью и публичностью. О содержании этого закона говорили, спорили, шли на определённые компромиссы, пытались договариваться. И вот он отклонён.

Некоторые элементы законопроекта вошли в закон о психиатрической помощи, но это незначительные детали. Они не меняют коллизии, при которой психоневрологический интернат (ПНИ) оказывается единственным местом для человека, нуждающегося в большом объёме посторонней помощи, если у него нет ухаживающих родственников.

Это создаёт огромные препятствия для развития сопровождаемого проживания. Потому что сейчас у недееспособного человека опекуном может быть либо физическое лицо — либо юридическое, которое оказывает стационарные услуги. Квартиры сопровождаемого проживания не являются стационарным обслуживанием: это дом, где людям с инвалидностью оказывают социальные услуги — в большем или меньшем объёме. Не может быть прав опеки у родительских организаций, православных приходов, некоммерческих организаций, которые не оказывают стационарных услуг.

Недееспособным людям, помещённым в стационары, внешние опекуны не назначаются, эта обязанность возложена на сам интернат. То есть законодательно закреплён конфликт интересов: единственным законным представителем человека, который находится в ПНИ, может быть сам ПНИ. Ему не может даже быть назначен второй опекун, который бы контролировал качество социального обслуживания.

Получается, что законный представитель человека, получающего социальные услуги, — то же самое лицо, которое оказывает социальные услуги. Возможно, именно поэтому столько борьбы велось вокруг этого закона. Потому что огромные интернаты, которые сохраняются и до сих пор строятся в нашей стране, не заинтересованы в том, чтобы индивидуализировать сопровождение людей с инвалидностью. Это учреждения с большой скученностью и очень ограниченным количеством персонала. Чем меньше индивидуального подхода, тем проще.

К сожалению, так это и осталось.

Это серьёзная проблема для родителей уже взрослых людей с ментальной инвалидностью. Это трагедия большого количества семей, где родители постепенно стареют, слабеют, не могут уже обслуживать своих взрослых детей. Многие боятся, что уйдут раньше своих детей, и те окажутся в совершенно незащищённом положении в учреждениях, где опекун и поставщик услуг одно и то же лицо. И всё зависит от того, повезёт или не повезёт с директором интерната. Катастрофически незащищённое положение».

⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Долгий путь законопроекта о распределенной опеке – на «Особом праве» по тегу распределенная опека

Категория:

Комментарии

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии