Человеку с особенностями развития исполнилось 18 лет – нюансы получения образования

Юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис рассказывает о нюансах получения образования после совершеннолетия (из вебинара «Важнейшие шаги по достижении 18 лет человеком с особенностями развития (вопросы правового статуса)», полную видеозапись можно посмотреть здесь):

Первый интересный вопрос: когда ребенок учится в школе и ему исполняется 18 лет, со стороны школы начинаются утверждения: «Всё, вам 18 лет,  вы закончили получение образования, до свидания!». Как ни удивительно, такие ситуации по-прежнему встречаются. На самом деле это заблуждение. Действительно, в Законе об образовании есть норма, которая говорит, что обязательность общего образования сохраняется до исполнения человеку 18 лет. Но имеется в виду именно обязательность – до 18 лет мы настаиваем, чтобы ребенок учился. Для него это обязательно – мы должны его каким-то образом мотивировать, и так далее. И для родителей это обязанность – обеспечить получение ребенком образования.

Но продолжительность образования по конкретной образовательной программе определяется не возрастом, а самой образовательной программой. Образовательную программу составляет образовательная организация. Чтобы понять, сколько лет предусмотрено на реализацию образовательной программы, нужно найти программу на сайте школы (программы должны быть там вывешены) и посмотреть, какой срок освоения программы там установлен (или запросить в школе).

По государственным образовательным стандартам для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательные программы могут быть пролонгированы до двух лет, то есть общее количество лет на обучение может составлять 13.

 
Тут возникает вопрос. Образовательные стандарты были приняты после введения в действие нового Закона об образовании в 2013 году...


Часто бывают ситуации, когда родители хотели бы оставить своих детей в школе еще – овладевать академическими знаниями. За этим обычно скрывается общий страх, что после школы-то, собственно, идти некуда... И конечно, нужно, чтобы родители проявляли инициативу и смотрели: что же, действительно, есть дальше? Нужно искать, есть ли в вашем населенном пункте профессиональное обучение, профессиональное образование, что вообще предусмотрено для инвалидов с теми или иными ограничениями после 18 лет. И так же объединяться – коллективно обращаться за тем, чтобы это было организовано.

Обратите внимание: по закону, даже если гражданин обучался по адаптированной образовательной программе III или IV вида, в том числе по образовательной программе для детей с нарушениями интеллекта I или II вида, и на выходе из школы он получает не аттестат, а свидетельство об обучении, – в любом случае он имеет право на профессиональное обучение. Закон обязывает органы власти организовать профессиональное обучение для таких граждан.

На эту тему есть два письма Министерства просвещения (в помощь родителям): Письмо Минпросвещения России от 31.08.2020 г. № ДГ-1342/07 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и Письмо Минпросвещения России от 02.11.2018 г. № ТС-459/07. Эти письма – обращение к регионам о том, что они должны организовать профессиональное обучение для таких граждан, выделить для этого организации и так далее. Все это предусмотрено в законодательстве и должно быть сделано; другой вопрос – есть ли это там, где вы живете. Нужно всячески способствовать тому, чтобы это появилось, – обязательно объединяться и обращаться в соответствующие органы, просить помощи у общественных организаций, которые активно взаимодействуют с органами власти. Законодательство на вашей стороне!

В этих письмах Минпросвещения есть важные моменты. В частности, разъясняется, что если гражданин раньше не обучался (очень часто это бывает – например, если ребенок жил в детском доме-интернате и не обучался, у него нет свидетельства даже об обучении по адаптированной образовательной программе), то он имеет право, независимо от того, сколько ему лет, получить образование по двухгодичной ускоренной программе для взрослых. Где ее найти, как должно быть организовано образование – также указано в этих письмах. Главное, что такое право есть – независимо от того, сколько человеку лет, он может получить образование.

Также в письмах разъяснено, что делать, если, например, гражданин обучался по адаптированной программе для обучающихся с нарушением интеллекта и получил только свидетельство об обучении, а не аттестат, и дальше хочет получить профессиональное обучение. Разъясняется, что – опять же, независимо от возраста – такой гражданин может получить общее образование и (теоретически) получить в результате аттестат. Независимо от возраста, ему должны быть созданы условия для обучения. Конечно, такие ситуации единичны, но они бывают.

 
Перейдем к профессиональному обучению. Для обучения на определенных специальностях могут быть предусмотрены специальные медицинские осмотры...
 
Может ли человек со свидетельством об обучении учиться в обычном колледже?


⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒

Еще по теме:

Семинар юриста ЦЛП Елены Заблоцкис «Как получить образование ребенку с ограниченными возможностями здоровья» – видеозапись

Правовой Навигатор – Профессиональное обучение и профессиональное образование для лиц с ОВЗ

Категория:

Комментарии

  • Татьяна. 21:49, 13.06.2023.
    Здравствуйте, те если ребёнок инвалид учился в школе ( надомное обучение) и не закончил программу по которой учился ( отучиться 5 лет, вместо10)по достижению им 18 лет он имеет право продолжить обучение в обще образовательной школе?
    Ссылка

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии