Возникают трудности со средним профессиональным обучением молодых людей с нарушениями психического развития – неужели термин «необучаемость» снова актуален? Как сообщает на своем сайте РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт», Союз Охраны психического здоровья обратился с запросом в Министерство просвещения Российской Федерации на имя министра Сергея Кравцова. Поводом послужили Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), утвержденные на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30 августа 2022 г. № 12.
Министру просвещения
Российской Федерации
С. С. КРАВЦОВУ
от 05.10.2022 №105П
Уважаемый Сергей Сергеевич!
Обращаемся к Вам для оказания содействия по разрешению следующей ситуации.
Перед началом 2022/2023 учебного года были выпущены Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), утвержденные на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30 августа 2022 г. № 12 (далее — Методические рекомендации от 30.08.2022 г.).
Указанные Методические рекомендации от 30.08.2022 г., хоть и не являются нормативным актом в сфере образования, нашли свое применение в ряде образовательных организаций, осуществляющих обучение по программам среднего профессионального образования, к примеру, в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Технологический колледж № 21». Ссылаясь на данные Методические рекомендации от 30.08.2022 г. руководство образовательных организаций среднего профессионального образования отказывает в приеме для обучения лицам с тяжелой и глубокой умственной отсталостью.
Методические рекомендации от 30.08.2022 г. существенным образом нарушают права детей и взрослых людей с ОВЗ в связи со следующим.
В тексте Методических рекомендаций от 30.08.2022 г. в рамках общей характеристики психофизического развития и индивидуальных возможностей, в разрезе степени нарушения интеллектуального развития, приведена градация возможности обучения детей на следующие категории:
1. Возможно профессиональное обучение;
2. Профессиональное обучение возможно в некоторых случаях;
3. Профессиональное обучение невозможно.
Указанное деление не согласуется с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.
С 1 сентября 2013 г., с вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, понятия «необучаемый ребенок» (что, по нашему мнению, подразумевается в Методических рекомендациях от 30.08.2022 г. в рамках приведенной градации) нет. Обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития осваивают СИПР, разработанную образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Данная позиция нашла свое подтверждение в разъяснении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации от 26 июня 2019 г. № 94.
Таким образом, градация, приведенная в тексте Методических рекомендаций от 30.08.2022 г., не отвечает требованиям законодательства России в сфере образования.
На основании вышеизложенного, просим Вас проверить на соответствие законодательству Российской Федерации Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), утвержденные на педагогическом совете ФГБОУ ДПО ИРПО от 30 августа 2022 г. № 12.
С уважением,
Президент Союза Охраны психического здоровья
Н.В. Треушникова
PDF-файл обращения можно скачать здесь.
Добавить комментарий