О планируемых изменениях в работе психолого-медико-педагогический комиссий (ПМПК) рассказал директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Евгений Сильянов на всероссийском семинаре-совещании с руководителями центральных ПМПК, который прошел в Московском центре качества образования 19 марта 2019 года.
«Мы планируем перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Вместо территориальных ПМПК появятся филиалы одной комиссии и специалисты, которые будут являться штатными сотрудниками ППМС-центра. Комиссии получат государственное задание на реализацию решаемых ими задач, которыми является определение особых образовательных потребностей, препятствующих получению образования без создания специальных условий», – подчеркнул он (цитата с сайта Министерства просвещения РФ).
Комментарий координатора правовой группы Центра лечебной педагогики Ирины Лариковой:
«Мы приветствуем связку ПМПК с ППМС-центрами – это как раз то, что мы когда-то (лет 10-15 назад) придумали и «продвигали»!
Сейчас многие ПМПК «оторваны» от специалистов, наблюдающих ребенка и работающих с ним. Это приводит к составлению неадекватных рекомендаций, не соответствующих возможностям и образовательным потребностям детей и тем самым ограничивающих из образование.
Теперь же, как можно заключить из сообщения замминистра, ПМПК будут формироваться на базе ППМС-центров из специалистов-практиков (хотелось бы, чтобы из ведущих специалистов), что обеспечит повышение профессиональной компетентности членов комиссий. Это очень важно: ведь ПМПК по сути наделены функцией и организационно-экспертным ресурсом определения объемов специальной помощи, необходимой обучающемуся, и ее обеспечения. И от уровня квалификации членов ПМПК зависит, правильно ли определены эти объемы и образовательный маршрут ребенка – оказывающий огромное влияние на весь его жизненный маршрут. Дай Бог, чтобы эта квалификация двигалась в правильном направлении!
Формулировка «особые образовательные потребности» вместо «ограниченных возможностей здоровья» – тоже знаковая вещь: это переход от «ограничительной», медико-ориентированной терминологии к позитивно-созидательной, «образовательной». Но дело не только в терминах: в сфере образования для создания оптимальной образовательной среды надлежит ориентироваться именно на образовательные потребности. Очевидно, что дети с ОВЗ не всегда нуждаются в создании для них специальных образовательных условий: медицинский статус ребенка не является достаточно информативным (играет вспомогательную роль) при определении его образовательных потребностей. С другой стороны, привязанность выбора условий и маршрута образования к «ограниченным возможностям здоровья» исключает из этого процесса огромную по численности и до сих пор крайне дискриминированную в сфере образования категорию детей и подростков, находящихся в «пограничном» состоянии, у которых никаких «ограниченных возможностей здоровья» не находят.
Надеемся, что дело не ограничится намерениями и наконец пойдет веселее!»
Добавить комментарий