Уважаемая общественность просьба обратить внимание на весьма важный вопрос.
В последние годы и в целом как и ранее мы часто сталкиваемся в учреждениях социальной защиты и психиатрии с таким явлением как использование труда проживающих получателей социальных услуг.
Понятно, что труд облагораживает человека, но некоторый труд, которым злоупотребляют в отношении людей, может и приносить вред, и создавать определенную опасность для тех, кто в этом труде принимает участие.
Стоит сразу отметить что в некоторых случаях жильцов нашего учреждения просто вынуждают работать в роли «Специалистов по Уходу» в большей степени это происходит за сигаретку и чайную заварку. Эта злополучная практика имеет широкое поле действия в разного рода учреждениях.
Работают люди бесконтрольно, нередко и с токсичными средствами, которые вызывают определенного рода болезнетворные проблемы у них со здоровьем. Ясно что они не разгружают уголь на железнодорожной станции, однако их труд формулируют как лечебную трудотерапию, что вообще вызывает большое возмущение. Для этого в каждом подобном учреждении есть трудовые мастерские, которые и нужно посещать нашим клиентам и уметь заинтересовать их. Однако на практике такой труд за сотрудника учреждения признается вполне нормальным. Даже если человек делает чужую работу. Прошу вас привести в этом вопросе все законодательные нормативы, которыми можно воздействовать на подобного рода практику.
Комментарии
Комментирует юрист СПб БОО «Перспективы» Анна Удьярова:
Если получателей услуг привлекают к работе по уходу за другими получателями услуг – такая практика является незаконной, поскольку осуществление ухода является обязанностью интерната как поставщика социальных услуг.
Осуществление ухода указано в Законе города Москвы от 9 июля 2008 г. «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве» (п. 2) ч. 3 ст. 23). Для сотрудников учреждений социального обслуживания установлены определённые квалификационные требования и требование наличия медицинской книжки (см. п. 8.24. СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания»). Кроме того, согласно п. 2.1. Приказа ДСЗН города Москвы от 24 декабря 2014 г. «О формировании и ведении реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг» работники поставщика социальных услуг должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
Таким образом, осуществление качественного ухода, оказания социально-бытовых услуг – обязанность интерната.
Принудительный труд запрещён Трудовым кодексом РФ (ст. 4). Принудительным считается в том числе труд под воздействием угроз. В таком случае человек может обратиться с жалобой с описанием ситуации к директору интерната, а если это не поможет – в прокуратуру.
Если человека привлекают к работе по уходу с его согласия, то можно предположить некачественное оказание социальных услуг тому, в отношении кого используют труд других людей, проживающих в интернате. Как указано выше, социальные услуги должны оказываться специалистами, соответствующими требованиям социальных стандартов и медицинским требованиям. В этом случае тоже можно обратиться с письмом к директору и описать, что социальные услуги оказываются некачественно, получателями услуг, не имеющими необходимой квалификации. А затем можно направить жалобу на некачественное оказание услуг в Департамент социальной защиты населения.
В целом нужно знать, что если кто-то из получателей услуг регулярно выполняет какую-либо трудовую функцию в интернате, с ним должен быть заключён трудовой договор, ему должны платить зарплату и предоставлять все гарантии (в том числе и право на безопасные условия труда).
В ст. 67 Трудового кодекса РФ есть такое правило:
«Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе».
То есть если человек фактически осуществляет трудовую деятельность, то с ним обязаны заключить договор. Если трудовой договор не заключают, то можно обратиться с жалобой в Государственную инспекцию труда. Но обращаться с такой жалобой должен сам человек, труд которого используется без заключения трудового договора и без оплаты, а не кто-то другой. Кроме того, нужно будет доказать эту фактическую трудовую деятельность.