Может ли медицинская сестра лазить в рот проживающему ложкой, шпателем, или обязывать показывать рот, толочь препараты – нейролептики? Все это навязывает ПНИ. Особенно часто любят толочь нейролептики для приема. Законно ли это, учитывая необходимость получения добровольного информированного согласия на прием препаратов? Утверждается, что тут все на «добровольной основе». Но есть ситуации "посиди рядом!, постой возле меня" и подобное... Чтобы следить, что проживающий не выплюнет лекарство. Это законно?
Категория:
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Комментирует юрист СПб БОО «Перспективы» Анна Удьярова:
Описанные Вами действия сотрудников интерната, если они осуществляются помимо воли человека и с применением физического, психологического насилия или угроз, являются недопустимыми, противоречат принципам как социального обслуживания, предполагающего гуманное и уважительное отношение к получателям услуг, уважение достоинства личности, защиту от любых видов насилия, так и принципам добровольности любого медицинского вмешательства.
Согласно законодательству о социальном обслуживании, существует общий запрет применения насилия в любой форме в отношении получателей услуг в ПНИ.
Так, в ст. 12 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» содержатся следующие правила:
«2. Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними».
В региональном законодательстве дополнительно приводится такая формулировка (в п.9 ч.4 ст. 23 Закона г. Москвы «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»):
«9. В отношении граждан, проживающих в организациях стационарного социального обслуживания, не допускаются применение средств физического сдерживания, лекарственных средств, а также их изоляция в целях наказания или создания удобств для персонала указанных учреждений».
Кроме того, поскольку речь идет о приеме лекарств – то есть о медицинских действиях, – применяется также правило о добровольности любого медицинского вмешательства, установленное в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Любые действия медицинского характера, любые медицинские манипуляции должны поводиться только с согласия человека, принудительное лечение возможно только в строго определенных законом случаях и, как правило, должно после решения суда (например, в случае недобровольной госпитализации в психиатрическую больницу по решению суда может применяться лечение человека без его согласия, по решению комиссии врачей). Само по себе пребывание человека в ПНИ и наличие у него психического заболевания таким случаем не является. В отношении людей, проживающих в ПНИ, как и в отношении всех остальных, должно соблюдаться правило получения добровольного информированного согласия на лечение, установленное в ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в том числе и в отношении недееспособных, если они могут по своему состоянию выразить свою волю в отношении медицинского вмешательства). Правило получения добровольного информированного согласия именно на психиатрическую помощь закреплено в ст. 11 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и является частным случаем согласия на медицинское вмешательство.
Таким образом, если человек в ПНИ отказывается принимать лекарства, то законными действиями сотрудников интерната будут разъяснения цели приема лекарств, возможных последствий отказа от лечения (при этом такие разъяснения должны касаться именно последствий для здоровья человека и не должны быть угрозами – например, помещения в психиатрическую больницу в случае отказа принимать препараты). Если человек и после разъяснений не согласен принимать лекарства, то применять физическое насилие, заставлять принимать лекарства сотрудники интерната не имеют права.
Здесь важно также пояснить, что если в случае отказа от лекарственных препаратов по мнению врача состояние человека значительно ухудшилось и появились основания для госпитализации, то возможно, в том числе, и принудительное помещение в психиатрическую больницу. Одним из оснований принудительной госпитализации является «существенный вред здоровью вследствие ухудшения психического состояния». А в таком случае – при принудительной госпитализации по решению суда – возможно лечение без согласия человека. В иных случаях согласие на лечение необходимо и при нахождении в психиатрической больнице.
Таким образом, в описанной Вами ситуации:
– любые действия с применением насилия или угроз со стороны сотрудников ПНИ в отношении граждан, проживающих в интернате, недопустимы;
– любые медицинские действия, включая прием лекарственных препаратов, должны производиться с согласия самого человека;
– в случае отказа принимать лекарства сотрудники интерната должны разъяснять последствия отказа от лечения (не используя угрозы и психологическое давление);
– принудительное лечение, включая прием лекарств, возможно в этом случае только при принудительной госпитализации в психиатрическую больницу по решению суда.