Должны ли получатели социальных услуг ПНИ встречаться с посетителями, другими жильцами, юристами, родственниками только в присутствии сотрудников интерната и вести личные диалоги в присутствии персонала? Жильцы третьего общепсихиатрического отделения нашего ПНИ массово лишены возможности встреч без «надзора» по указанию заведующей отделением. По сообщениям проживающих в отделении, «установлен внештатный порядок».
Категория:
Добавить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Отвечает юрист СПб БОО «Перспективы» Анна Удьярова:
Право свободно общаться с другими людьми относится к сфере личной жизни человека. Неприкосновенность личной жизни гарантируется Конституцией РФ (ст. 23). В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года N 248-О, от 26 января 2010 года N 158-О-О и от 27 мая 2010 года N 644-О-О указано: «Частная жизнь» – это «область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер». Это значит, что никто, в том числе сотрудники ПНИ, не имеет права ограничивать возможность человека общаться с другими людьми по своему выбору.
Требование общаться с другими получателями услуг и посетителями только в присутствии сотрудников интерната является необоснованным вмешательством в личную жизнь человека, нарушает его личную и семейную (в случае общения с родственниками) тайну. В ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» специально отмечено право людей в интернате принимать посетителей (ст. 9). Это могут быть не только адвокаты, родственники, но и вообще любые люди, с которыми человек хочет общаться. Все люди, которые живут в ПНИ, также имеют право свободно перемещаться, выходить из своего отделения (п. 2) ч. 4 ст. 19) и общаться с другими людьми, живущими в любых отделениях ПНИ (при условии, что другой человек готов с ними общаться). Эти права относятся и к дееспособным, и к лишенным дееспособности гражданам. Все ограничения, связанные с недееспособностью, прямо указаны в законодательстве. Среди этих ограничений нет ограничений общения с другими людьми.
Кроме того, в отношении общения с юристом установлен также принцип конфиденциальности оказания юридической помощи. Это значит, что посторонние люди, в том числе сотрудники интерната, не должны присутствовать в помещении, в котором происходит беседа с юристом.
Если сотрудники интерната ограничивают право на общение с другими людьми или не дают возможности общаться без присутствия персонала, можно обратиться с письменным заявлением к директору ПНИ с описанием таких случаев. С жалобами на такие действия можно обратиться также в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы, в прокуратуру, в суд. Но в этих случаях нужно заранее подумать о том, как Вы будете доказывать принуждение общаться с посетителями или другими получателями услуг только в присутствии сотрудников интерната.