Положения Гражданского кодекса о введении ограниченной дееспособности для лиц с психическими расстройствами вступили в силу еще в 2015 году. К настоящему моменту правоприменительная практика в этой сфере есть, но ее совсем немного. Санкт-Петербургская благотворительная организация «Перспективы» сейчас борется за сохранение ограниченной дееспособности для нескольких выпускников ДДИ, которым предстоит перевод в ПНИ и «плановое» лишение дееспособности (о рутинном лишении дееспособности при переводе из ДДИ в ПНИ мы уже писали).
Подробнее об этой ситуации пишет юрист «Перспектив» Екатерина Таранченко:
«Дело по лишению дееспособности Яши идёт. Мы отказались от прохождения судебно-психиатрической экспертизы, и судья будет вынужден в ближайшее время возобновить заседания и дать Яше возможность говорить и защищать себя. У меня теперь есть доверенность на защиту Яшиных прав. Мы будем представлять в суде все возможные доказательства того, что Яша может и хочет сам принимать решения о своей жизни и что он умеет пользоваться в этом помощью и советом. Речь должна идти максимум об ограничении дееспособности, а не о лишении его гражданских прав.
Но есть еще один тяжелый поворот. Параллельно с Яшиным, в суд поданы два точно таких же иска о лишении дееспособности его друзей из детского дома: Саши и Оксаны.
Саша – озорник и бунтарь, его главная мечта – выбраться из стен интерната, получить свободу выбора. Ещё стать поваром или работать с компьютером.
Саша хорошо читает, считает и пишет. Отлично разбирается в технике и может быстрее меня освоить настройки любого смартфона. «Да как же у них язык поворачивается такое говорить!» – сказал Саша, узнав про иск о лишении его дееспособности.
Оксана – способная и рассудительная девушка, всегда делает «как положено, по правилам». В детском доме это ценное качество. В быту Оксане почти не нужна помощь, она – самая самостоятельная девушка в большом корпусе ДДИ на 90 детей. Мы с Оксаной говорили про суд и дееспособность. Она волнуется и боится суда, спрашивает, кто туда придёт, какие вопросы будут задавать. Боится, что застесняется говорить и что от этого её лишат дееспособности.
Я знаю: если помочь этим ребятам, то шансы появятся и у других – таких же, как они, заложников жестокой помощи государства. Мы хотим добиваться права на дееспособность для выпускников таких детских домов. Чтобы ребята смогли самостоятельно принимать решения и расходовать деньги с помощью доверенного человека – попечителя. Представляете, сегодня в нашем государстве получить такой статус – это сверхзадача!
По отчётам судебных психиатров, они в год дают около 30 000 заключений, признающих людей полностью недееспособными, а вот даже по ограниченной дееспособности таких заключений меньше 10 за год! Ведь люди, лишенные самостоятельности и прав, удобнее.
По делам Яши, Саши и Оксаны сейчас первая задача – заставить судебно-психиатрическую экспертизу посмотреть на ребят и их способности адекватно. Адекватно – значит, не сквозь призму того, что они не знают и не умеют в мире «за забором» детского дома. Ведь по их сторону стены никто не считает целесообразным учить жизни вовне! Адекватно – значит, придавая значение умению и желанию ребят делать осознанный выбор, умению учиться и обращаться за помощью.
Чтобы это сделать, нам нужны авторитетные заключения клинических психологов. Такие заключения мы сможем потом представить в суд. Тогда судебные эксперты-психиатры уже не смогут проигнорировать выводы специалистов. Не смогут так просто воспользоваться стеснительностью и волнением ребят во время экспертизы и их медицинскими диагнозами, проставленными больше десятка лет назад без корректировки. Не смогут бездумно и безжалостно написать про «неспособность понимать значение своих действий и руководить ими».
Я провела переговоры с лабораторией экспертных исследований Научно-исследовательского психоневрологического Института имени Бехтерева. Их психолог имеет опыт работы с делами о дееспособности. Она готова посвятить достаточное время исследованию способностей ребят – в течение двух-трех визитов общаться с каждым, узнавать его глубоко. Без стресса для ребенка позволять ему говорить о себе и отвечать на важные вопросы, а после – составить объективное и подробное заключение для суда».
«Перспективы» открыли сбор средств на проведения исследования.
Комментарии
Средства на экспертизу для троих ребят успешно собраны!