Продолжаем информировать заинтересованных читателей о тернистом пути к принятию проекта Федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» («о распределенной опеке»). Напомним, законопроект вводит возможность исполнения опекунских функций сразу несколькими людьми или организациями. Это позволит избежать существующего сейчас конфликта интересов, когда администрация ДДИ или ПНИ является одновременно и опекуном живущих в учреждении людей, и исполнителем необходимых этим людям социальных услуг.
В декабре 2017 года в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека поступил сигнал, что законопроект крайне перегружен и необходимо его облегчить и вывести из-под действия законопроекта несовершеннолетних. Напомним, что, несмотря на ощутимые результаты реализации 481 Постановления, ситуация с семейным устройством детей с инвалидностью существенно не меняется – дети с ментальными и множественными нарушениями чаще всего остаются в интернатной системе до конца жизни. Для таких детей особенно важна возможность наличия опекуна за пределами интерната – это их шанс на выход во «внешний» мир.
СПЧ провел два совещания Постоянной комиссии по социальным правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, на которых выслушал мнение различных ведомственных, юридических и общественных экспертов. Результаты экспертизы выражены в Заключении. По мнению экспертов, принятие законопроекта будет способствовать защите прав и улучшению жизни как взрослых людей, недееспособных или ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства, так и детей, помещенных в детские дома. В частности, в Заключении сказано:
«Недопустимо снижение гарантий прав детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с гарантиями прав недееспособных и ограниченных в дееспособности совершеннолетних граждан, в частности лишение их возможности иметь внешнего опекуна. Исключение детей из законопроекта означало бы их прямую дискриминацию по такому признаку как возраст.
...
Законопроект заслуживает концептуальной поддержки и должен быть принят в концептуально целостном виде».
Ранее законопроект уже поддержали Советы при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и по взаимодействию с религиозными объединениями.
Добавить комментарий