По свидетельствам искушенных в законодательном процессе людей, такое произошло впервые за много десятилетий: в Гражданский кодекс РФ (второй после Конституции закон страны!) включены поправки, инициированные общественностью. Да еще и касающиеся защиты прав одной их самых уязвимых категорий общества – людей с психическими расстройствами.
Напомним «историю вопроса». Поправки, представляющие собой два логически связанных блока и одобренные Общественной палатой (мужественно принявшей первый «бой» с консерваторами), были внесены в Думу членами Совета Федерации во главе с В.И. Матвиенко, а также несколькими депутатами Думы (А.В. Ломакиным-Румянцевым и др.). В результате длительных и упорных усилий был принят первый блок внесенных поправок, вводящий институт ограниченной дееспособности для людей с психическими расстройствами. Уход от альтернативы «дееспособный – недееспособный» (мы много об этом писали) защитит права и, мы надеемся, существенно изменит будущее особых детей и взрослых.
К сожалению, профильный Комитет Думы не нашел возможности встретиться с инициаторами поправок; не все было понято, поэтому в ходе предпринятого им редактирования была несколько нарушена общая концепция поправок. Например, исходный вариант предполагал возможность при изменении состояния подопечного принять не только решения о лишении лица дееспособности или объявлении его дееспособным, но также и изменять степень его самостоятельности в распоряжении стипендией, заработком и пр., оставаясь в рамках института ограниченной дееспособности. Редактура профильного Комитета заметно затруднила реализацию такого гибкого подхода. Мы надеемся, что Комитет со временем во всем разберется и вернет гибкость предложенной разработчиками конструкции.
Несмотря на принятие поправок по ограниченной дееспособности, «по Гражданскому кодексу» предстоит еще много работы. Прежде всего, необходимо добиться принятия и второго блока поправок, вводящего гибкость и вариативность организации моделей опеки и учет мнения подопечного при решении вопросов его жизнеустройства, повышающего ответственность опекунов и попечителей. Внести соответствующие нормы в Гражданский кодекс крайне важно: это создаст законодательную основу для решения проблемы жизнеустройства людей с ментальными нарушениями, и не только ограниченных в дееспособности, но и признанных недееспособными. Для многих родителей именно это – основной фронт борьбы за будущее подрастающих детей. Кроме того, принятие второго блока поправок заложит механизмы для решения столь остро вставшей в последнее время проблемы семейного устройства всех без исключения детей, оставшихся без попечения родителей. Вслед за изменениями в Гражданском кодексе и на их основе предстоит внести соответствующие изменения в профильные законы: «Об опеке и попечительстве», «Об основах социального обслуживания населения», в Семейный кодекс и др.
И наконец, мы считаем необоснованным срок введения в действие принятых поправок – март 2015 года. Это не соответствует интересам граждан с психическими нарушениями, и мы очень рассчитываем на сокращение этого срока.
Опять надеемся на поддержку Свыше. И потому – засучим рукава…
Добавить комментарий