О рабочей встрече – «мозговом штурме»

19-20 октября 2006 года в Центре лечебной педагогики (Москва) состоялась рабочая встреча – «мозговой штурм», посвященная обсуждению и выработке базовых принципов и правового обеспечения функционирования региональной системы образования для детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.

 В работе «штурма» приняли участие высококвалифицированные юристы (как разработчики законопроектов, так и активно действующие в сфере прав особого ребенка), организаторы образования и специалисты-практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Самары, Архангельска, где «на повестке дня» уже стоит вопрос о создании соответствующего законодательства; представители Уполномоченного по правам человека в РФ и московского Уполномоченного по правам ребенка, представители московского депутатского корпуса, региональных родительских и общественных организаций,— хорошо знакомые с обсуждаемой тематикой и активно действующие в сфере реализации прав детей-инвалидов на образование (23 участника).
Участники встречи констатировали, что в России по-прежнему есть категории детей (в том числе — с тяжелыми и множественными нарушениями развития), которые пока еще не получают образования либо не реализуют в полной мере свой образовательный потенциал. Анализ Федерального Закона «Об образовании» показывает, что Закон в целом подразумевает интеграцию таких детей в российском образовательном пространстве; однако в нем не прописаны механизмы эффективной реализации этой идеи.
 Принятием Федерального закона № 122-ФЗ законодатель переложил на регионы организацию образования таких детей. С этого момента остро встал вопрос о создании региональных законов, которые бы очертили реальные механизмы решения этой задачи.
В связи с этим участники «мозгового штурма» обсудили и сформулировали основные принципы, которые могли бы лечь в основу модели действительно работающего регионального закона, способного кардинально изменить ситуацию в этой сфере. Результаты принятия такого закона должны выразиться, наконец, в реализации для всех (в том числе для детей с тяжелыми нарушениями и для детей с «пограничными» нарушениями, часто вытесняемыми из педагогического процесса) права на образование. Каждый ребенок с проблемами в развитии или обучении, в каком бы состоянии он ни находился, с момента их выявления должен попадать внутрь системы образования и получать специальную помощь (психолого-педагогическую поддержку), необходимую для получения образования — независимо от наличия или отсутствия необходимых видов образовательных учреждений.
Среди возможностей, которые обязательно должны обеспечиваться таким законом, участники «штурма» выделили следующие:
1. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья (его законный представитель) должен иметь право выбора формы организации образовательного процесса: интегрированной в общеобразовательном учреждении — либо иной, в том числе в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (классе, группе).
2. В любом общеобразовательном учреждении может быть организована интегрированная форма организации образовательного процесса. Она должна сопровождаться системой действенных мер финансовой и организационной поддержки, способствующих заинтересованности педагогов и других специалистов в повышении образовательного уровня детей и молодых людей с проблемами в развитии (обучении) и в интеграции их в постепенно усложняющихся образовательных средах.
3. Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) должны стать инстанцией, обеспечивающей каждому лицу с ограниченными возможностями здоровья право на образование по оптимальному для него образовательному маршруту.
4. Должны быть минимизированы изолирующие формы получения образования (в том числе, при обучении на дому или в стационаре по состоянию здоровья); они должны обязательно сочетаться с другими формами организации образовательного процесса.
5. Лица, образовательный потенциал которых находится за рамками освоения существующих стандартов специального образования, не должны на этом основании лишаться образования; их обучение должно осуществляется по индивидуальному учебному плану (включающему особые условия аттестации).
6. Предлагаемые механизмы должны быть распространены и на профессиональное обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Для необходимого дополнения государственной инфраструктуры образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья негосударственные образовательные организации должны быть включены в региональную систему образования.

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии