В образовательных учреждениях Москвы нет места для детей со сложной структурой заболевания.
Первому заместителю руководителя
Департамента образования г. Москвы
Курнешовой Л.Е.
Копия: Директору Департамента
государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей
Апатенко С.П.
Уважаемая Лариса Евгеньевна!
Ваше письмо № 0/1-927-30-3 от 9.06.2005 г. и копия Вашего письма на имя С.П. Апатенко Межрегиональной общественной организацией «Дорога в мир» получены. Должна признаться, что оптимизма они нам не прибавили.
По Вашим словам, в Центральном округе проблем с обучением детей, имеющих сложную структуру заболевания, нет: три коррекционные общеобразовательные школы VIII вида укомплектованы не полностью, отказов по приему детей не было, «в большинстве вышеназванных учреждений, с учетом запросов родителей, открыты классы (группы) для детей со сложной структурой дефекта».
После прочтения Вашего письма возникает закономерный вопрос: чего еще могут добиваться эти вздорные родители на фоне такого благополучия? Между тем, мы в течение длительного времени не можем решить проблему обучения наших детей, несмотря на прилагаемые родителями огромные усилия. Мы обратились в Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, надеясь, что с федерального уровня смогут помочь Департаменту образования г. Москвы в решении этой задачи, оказавшейся почему-то столь трудноразрешимой.
Вот конкретный и весьма типичный пример: Олеся Б., мама девочки Полины Ю., с февраля 2002 года обращалась в Западное окружное управление образования с неоднократными настойчивыми просьбами в поисках дошкольного образовательного учреждения для своей дочери. У девочки органическое поражение ЦНС, частичная атрофия зрительных нервов, синдром Леннокса-Гасто, задержка психомоторного и речевого развития, энцефаломиелодисплазия, ДЦП (дистоническая форма).
Несчастную маму Полины прогнали по привычному бюрократическому крутому маршруту, рекомендуя ей обращаться в учреждения, где ей тут же указывали на дверь по причине тяжести заболеваний ребенка (детский сад № 1820, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции на Кутузовском пр., 24, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Живые потоки», ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской»).
Остается загадкой, зачем гоняли Олесю по этому замкнутому кругу? Неужели тем, кто давал ей эти адреса-пустышки, не догадывались, с какими огромными трудностями сопряжено каждое из этих бесполезных путешествий для мамы ребенка-инвалида? Но только после того, как Олеся послушно посетила все рекомендованные ей учреждения, начальник Западного окружного управления образования В.А. Бадил в своем письме от 7.04.2003 г. сообщает ей, что «в перечне детских садов нет учреждений для детей со сложной структурой заболевания». Окружная ПМПК 11.09.2003 г. рекомендует Полине «пребывание в учреждениях соц. защиты». Но Олеся снова и снова объясняет непонятливым специалистам: «В интернат дочку отдавать не планирую, собираюсь и дальше растить девочку в семье».
В 2005 году Полинке исполнилось 9 лет. Олесю Бондаренко и других родителей детей-инвалидов беспокоит вопрос: где их дети могут реализовать гарантированное им Конституцией РФ и российскими законами право на образование? Их детей не принимает ни одно образовательное учреждение Западного округа, другие округа «чужих» не берут.
В своем ответе на очередное обращение группы родителей Западное окружное управление образования зачем-то перечисляет многочисленные учреждения «образовательного пространства округа» ( в том числе, к примеру, для детей с туберкулезной интоксикацией, с нарушением слуха), щедро включив в перечень Дом детского творчества «Кунцево», Детскую художественную школу «Солнцево», Школу искусств «Вдохновение» и т.д. (поразительна эта манера чиновников путать ответ на конкретный чрезвычайно болезненный запрос о судьбе конкретных детей с отчетным докладом на собрании, где так хорошо звучат эти четкие, звонкие цифры и факты) и в заключение сообщает, что «в настоящее время управлением рассматривается вопрос об открытии центра дифференцированного обучения и лечебной педагогики на базе центра психолого-медико-социального сопровождения».
Но, дорогие товарищи и уважаемые господа, сколько еще времени будет «рассматриваться» вопрос, который давно рассмотрен со всех сторон? Полинке уже 9 лет, другие дети со сложным дефектом (их только при беглой проверке выявлено нами в Западном административном округе 12 человек) еще старше и вопль их родителей: «Так где же будут обучаться наши дети?!» в очередной раз повисает в воздухе!
К тому же этот пока умозрительный Центр дифференцированного обучения и лечебной педагогики предполагает, судя по названию, сочетание трудно сочетаемых старых и новых подходов. Не означает ли это «дифференцированное обучение» отказа от прогрессивного принципа интеграции «нестандартных» детей в образовательных учреждениях? Но ведь их родители мечтают о том, чтобы дети могли общаться с другими ребятишками, чтобы их узкий, полный страданий мир расширился, чтобы маленькие инвалиды получили возможность в меру своих возможностей социализироваться. Гораздо проще, конечно, создать своего рода резервацию по образцу пресловутых «учреждений соц. защиты», куда так настойчиво пытаются затолкать детей ПМПК, объявляя их «необучаемыми» и никак не желая расстаться с полюбившимся им дискриминационным Совместным приказом Комитета здравоохранения и Комитета образования Правительства Москвы № 574/579 от 19.10.1998 г., не выдерживающим никакой критики ни с правовой, ни с медицинской, ни с этической точек зрения.
Родителям известно, что образовательные учреждения, которые воплощают их мечту, имеются. Их пока очень мало, но они реализуют на практике, а не на бумаге, такие задачи, как формирование у ребенка доступных ему представлений о себе и об окружающем мире, об ориентации в среде, формирование навыков самообслуживания, коммуникативных умений, овладение образовательными уровнями, соответствующими его психофизическим возможностям, обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности (заметим – в полном соответствии с указаниями инструктивного письма Министерства образования РФ от 03.04.2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».
Такими учреждениями являются ГОУ № 179 г. Москвы в Ясенево – экспериментальная площадка Министерства образования (школа переполнена и детей туда не принимают, тем более из других округов), специальная школа № 17 Невского района г. Санкт-Петербурга (созданная, кстати, по инициативе группы родителей), Лечебно-педагогический центр г. Пскова. Те родители, которые узнали о таких образовательных учреждениях, где педагогический процесс носит выраженный гуманистический характер, где даже самым тяжелым детям оказывается квалифицированная, эффективная педагогическая помощь, где, наконец, обучение благоприятствует поддержанию эмоционального тонуса детей, а говоря проще, доставляет им удовольствие, никогда не согласятся на имитацию работы с ребенком в Центре дифференцированного обучения. Родители заручились поддержкой специалистов, авторов методик по работе с подобными детьми, которые окажут активное содействие в организации педагогического процесса в новой школе. Те, кто объединился в организацию помощи детям с особенностями психоречевого развития «Дорога в мир» в своем горячем желании сделать для развития своих детей все возможное, готовы стоять до конца. Но ведь не меньшего сочувствия заслуживают дети других родителей, менее активных, менее просвещенных.
Мы настаиваем на том, что в Москве остро необходима по крайней мере еще одна специальная государственная школа, подобная ГОУ № 1709 в Ясенево, и здравый смысл подсказывает, что в целях облегчения доставки в нее детей, эта школа должна находиться именно в Центральном округе или по крайней мере близко к центру столицы, тем более, что на наш запрос в Департамент имущества г. Москвы нам сообщили, что «в настоящее время на территории Западного административного округа нет юридически свободных нежилых помещений, удовлетворяющих вышеуказанным требованиям».
Уважаемая Лариса Евгеньевна, мы очень надеемся на то, что Департамент образования г. Москвы станет, наконец, союзником, а не противником для наших детей. Мы верим, что Вы обладаете всеми возможностями для того, чтобы положить конец длящимся уже несколько лет бесконечным и бессмысленным хождениям по мукам родителей детей-инвалидов и окажете реальное содействие благородному и очень нужному делу.
Поверьте, эта школа еще станет Вашей и нашей гордостью!
Е.И. Леонова, председатель МОО «Дорога в мир»
Добавить комментарий