С 1 марта 2025 года начинают действовать Методические рекомендации по сопровождаемому проживанию инвалидов, утвержденные Приказом Минтруда России от 25 февраля 2025 г. № 85 (далее соответственно Методические рекомендации, СП). Нововведение комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
«В этом документе есть положения, которые демонстрируют точку зрения федерального регулятора на ряд важнейших вопросов организации сопровождаемого проживания инвалидов. Отмечу ряд таких положений.
1. Положено ли СП гражданам, которые признаны в установленном законом порядке недееспособными. Минтруда России указывает на следующее:
«Критериями не являются недееспособность или ограничение дееспособности инвалида» (п. 3 Методических рекомендаций).
«Для определения нуждаемости в СП недееспособных или ограниченных в дееспособности инвалидов, которым не назначены опекуны или попечители, комиссии рекомендуется привлекать органы опеки и попечительства, а также организацию, определенную для оказания услуг СП…, для рассмотрения вопроса об осуществлении над этими гражданами опеки или попечительства при организации СП: возможности назначения им опекунов или попечителей, установления предварительной опеки или попечительства (до назначения опекуна или попечителя), возложения обязанностей опекуна или попечителя на орган опеки и попечительства в соответствии со статьей 8 и частью 3 статьи 11 Федерального закона … «Об опеке и попечительстве» (п. 8 Методических рекомендаций).
«Взаимодействие поставщика услуг СП и органа опеки и попечительства в целях сохранения привычных условий проживания недееспособного или ограниченно дееспособного инвалида, находящегося на СП, в случае освобождения от обязанностей его опекуна или попечителя в субъекте РФ рекомендуется осуществлять в соответствии с Федеральным законом № 48.» (п. 19 Методических рекомендаций).
Минтруда России также разослал в регионы Рекомендации по вопросам осуществления опеки и попечительства над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами с инвалидностью в рамках сопровождаемого проживания.
Таким образом Минтруда России указывает на то, что услуги СП должны быть доступны недееспособным и ограниченным в дееспособности гражданам. У этих граждан должны быть опекуны или попечители. Вопросы осуществления опеки или попечительства рассматриваются в каждом случае индивидуально. На период до подбора постоянного опекуна или попечителя может быть установлена временная опека, например, работника поставщика услуг СП, обязанности временно могут быть возложены на орган опеки и попечительства. Поставщикам услуг СП целесообразно вести работу по подготовке, подбору опекунов и попечителей. Если недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане проживали в условиях СП и лишились опекунов или попечителей, должны быть приняты меры по сохранению для них привычных условий проживания. Отмечу, что поставщик услуг СП обеспечивает содержание этих граждан, уход за ними и получение ими медицинской помощи, – основной пул обязанностей опекуна или попечителя.
2. Положено ли СП гражданам, которые нуждаются в постоянной посторонней помощи. Минтруда России указывает на следующее:
«Критерием для определения нуждаемости инвалида в 4 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию является нарушение автономии инвалида …, обуславливающее нуждаемость инвалида в ежедневной постоянной посторонней помощи, уходе, присмотре (постоянном замещающем выполнении определенных действий).» (п. 11.4. Критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.07.2023 № 606н).
«При определении нуждаемости инвалида в 4 типе периодичности услуг по сопровождаемому проживанию может рассматриваться вопрос о целесообразности/нецелесообразности организации сопровождаемого проживания для такого инвалида исключительно в домашних условиях.» (п. 11.4. Критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.07.2023 № 606н).
«В целях обеспечения безопасности и качества жизни инвалидов, численность инвалидов со значительно выраженными нарушениями автономии и 2 или 3 степенью нарушений основных категорий жизнедеятельности инвалида по трем и более категориям … рекомендуется включать в группу не более одного человека, за исключением случаев, если это соответствует интересам инвалидов (организация СП членов семьи, родственников, инвалидов, состоящих в дружеских отношениях).» (п. 34 Методических рекомендаций).
«Специалистам поставщиков услуг СП рекомендуется:
…
б) принимать решение о возможности предоставления услуг СП инвалиду;
в) при отсутствии подходящих инвалиду условий для организации СП или отсутствии свободных мест для организации СП с согласия инвалида принимать решение о постановке его на очередь для получения услуг СП у данного поставщика и направить в уполномоченную организацию для предоставления социального обслуживания в иной форме…» (п. 15 Методических рекомендаций).
«Поставщики услуг СП в целях оценки наличия подходящих условий для организации СП могут организовать подготовку инвалида к СП в форме собеседования, участия инвалида в социальной занятости и в мероприятиях, проводимых поставщиком услуг СП, а также в форме учебного СП или предоставления помощи в адаптации к условиям СП в течение адаптационного периода…» (п. 15 Методических рекомендаций).
«Поставщику услуг СП рекомендуется оценивать возможность обеспечения инвалиду комфортных и безопасных условий СП в индивидуальной или в групповой форме с учетом особенностей состояния здоровья инвалида и его предпочтений.» (п. 15 Методических рекомендаций).
Таким образом, Минтруда России рекомендует подходить к вопросу о возможности организации СП конкретному инвалиду максимально индивидуально и основываться на готовности поставщика услуг СП организовать СП конкретному инвалиду. Поставщик услуг СП оценивает свои возможности по организации СП, исходя из требования создать гражданину комфортные и безопасные условия. Конкретный поставщик может принять решение, что у него отсутствуют подходящие условия для этого гражданина. В этом случае будет обсуждаться вопрос о предоставлении социальных услуг в другой форме социального обслуживания. При таком подходе создаются условия для развития СП для разных людей с инвалидностью, СП может стать реальной альтернативой устройству в интернаты – для таких же людей, которые проживают в интернатах. Как мы видим на практике, государственные поставщики с большей готовностью организуют СП для инвалидов с высоким потенциалом к самостоятельной жизни. В то же время негосударственные поставщики работают с разными инвалидами: и с высоким потенциалом к самостоятельной жизни, и с теми, кто скорее всего никогда не сможет жить без круглосуточного сопровождения. Отмечу также, что организация СП в групповой форме – это организация жизни в одной квартире разных людей с разными особенностями, чаще всего чужих друг для друга. Поэтому безусловно при организации СП имеет значение подбор группы для совместного проживания».
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
Кто нуждается в сопровождаемом проживании? О критериях, установленных Минтрудом
Материалы по тегу сопровождаемое проживание на «Особом праве»
Добавить комментарий