С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые нормы Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», регулирующие порядок приема в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами (то есть ПНИ), перевода, временного выбытия и выписки из них, а также утвержденные в соответствии с законом Порядок и условия перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (Приказ Минтруда России от 3 апреля 2024 года № 176н, далее Правила), Примерный порядок создания и деятельности межведомственной комиссии (утвержден Приказом Минтруда России от 23 апреля 2024 года №231н).
Юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис уже комментировала новые нормативные правовые акты:
Подробнее о новых правилах перевода из ПНИ в интернат общего типа
Подробнее о новых правилах временного выбытия из ПНИ
Подробнее о новых правилах выписки из ПНИ
Публикуем её более подробный рассказ о процедурных вопросах подачи заявления, участия гражданина в заседании межведомственной комиссии и о решениях о переводе, выписке и временном выбытии:
С 1 сентября 2024 года для устройства в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами (далее – стационарная организация), перевода и выписки из нее требуются рекомендации межведомственной комиссии.
Основными задачами межведомственной комиссии являются:
• выяснить, насколько гражданин понимает, проинформирован, что значит устройство в стационарную организацию, перевод или выписка из нее, действительно ли желает быть устроенным в стационарную организацию, перевестись или выписаться из нее;
• оценить, есть ли возможность гражданину проживать не в стационарной организации, а дома (при его желании), можно ли ему организовать достаточную помощь по-другому, в том числе с использованием стационарозамещающих технологий;
• убедиться, что лица, обязующиеся обеспечить выписывающемуся или временно выбывающему гражданину помощь после выписки или в период временного выбытия, проинформированы о потребностях гражданина в помощи и уходе.
Необходимость рекомендаций межведомственной комиссии должна быть отражена в региональных порядках предоставления социальных услуг, и субъекты РФ должны сформировать межведомственные комиссии.
Стационарные организации должны утвердить свои внутренние правила приема и организации работы с заявлениями о переводе, выписке и временном выбытии из стационарной организации, которые должны соответствовать Порядку и условиям перевода, выписки и временного выбытия из стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами (Приказ Минтруда России от 3 апреля 2024 года № 176н). Эти правила должны быть размещены в доступных для проживающих местах в стационарных организациях, в том числе на их сайтах и предоставляться по просьбе проживающих и других заинтересованных лиц.
Заявление о переводе, выписке и временном выбытии подается в стационарную организацию.
На передачу заявления о переводе и выписке с необходимыми документами в межведомственную комиссию законодательство дает стационарной организации 3 рабочих дня с даты получения заявления. Время на рассмотрение заявления межведомственной комиссией и выработку рекомендаций – не более 10 рабочих дней с даты поступления заявления в стационарную организацию. 3 рабочих дня с даты получения рекомендаций межведомственной комиссии дается стационарной организации на принятие решения.
1. Заявление о переводе, выписке и временном выбытии подается на имя руководителя стационарной организации в письменном виде.
Заявление о переводе в стационарную организацию социального обслуживания общего типа (не специализирующуюся на обслуживании граждан с психическими расстройствами) может быть подано совершеннолетним гражданином или его законным представителем (п. 4 Правил); заявление о выписке или временном выбытии из стационарной организации – совершеннолетним гражданином или его законным представителем либо иным лицом, обязующимся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся или временно выбывающим совершеннолетним гражданином в случае, если такой гражданин не способен проживать самостоятельно (п. 26, п. 44 Правил).
Недееспособный гражданин может подать заявление сам. На подачу им заявления не требуется согласие его опекуна, в том числе стационарной организации, если обязанности опекуна исполняет эта организация. Мнение опекуна должно быть запрошено стационарной организацией, если оно не было представлено опекуном при подаче заявления недееспособным гражданином, и учтено при рассмотрении заявления междисциплинарной комиссией.
Если заявление подано лицом, обязующимся обеспечивать помощь и уход гражданину, который желает временно выбыть или выписаться, стационарная организация должна запросить согласие на временное выбытие или выписку у самого гражданина и у его опекуна или попечителя, если гражданин недееспособный или ограничен в дееспособности.
Заявление о переводе, выписке и временном выбытии из стационарной организации несовершеннолетнего гражданина подается одним из родителей или иным законным представителем.
На наш взгляд, заявление о временном выбытии несовершеннолетнего гражданина может быть также подано гражданином, желающим временно принять в семью ребенка, помещенного под надзор в стационарную организацию, в соответствии с пунктом 3 статьи 155.2 Семейного кодекса РФ, а также лицом в рамках договора, заключенного между ним и стационарной организацией и предусматривающего предоставление услуг, осуществление волонтерской деятельности в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (например, волонтерской организацией, предоставляющей услуги досуга).
2. В заявлении указывается:
1) в отношении совершеннолетних граждан:
а) о переводе: в соответствии с пунктами 4 и 5 Правил сведения о лице, подающем заявление (гражданин или его законный представитель), причине перевода, о месте нахождения иной организации социального обслуживания, в которую хотел бы перевестись (если есть предпочтения), или о названии конкретной организации, в которую хотел бы перевестись (если есть предпочтения);
б) о выписке: в соответствии с пунктами 22, 23, 26, 27 Правил сведения о лице, подающем заявление (гражданин, его законный представитель, лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся), причине выписки (желании проживать в домашних условиях), о наличии у гражданина права пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, на любом законном основании (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) или обязательство других лиц предоставить право пользования жилым помещением и наличие возможности проживать в жилом помещении, в том числе если в нем проживают другие граждане, или наличие средств к найму (или к приобретению) такого помещения (при наличии); адресе планируемого места пребывания, фамилии, имени, отчестве, реквизитов документа, удостоверяющего личность, и контакты лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход (при наличии), а также об отношениях этого лица с гражданином. В случае, если заявление подает лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход, желательно указать виды и объем помощи, которую оно обязуется обеспечивать;
в) о временном выбытии: в соответствии с пунктами 45, 49, 50, подпунктами 4 и 6 пункта 54 Правил сведения о лице, подающем заявление (гражданине, его законном представителе, лице, обязующемся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся), причине временного выбытия (в соответствии с п. 45 Правил); периоде временного выбытия, адресе места пребывания, фамилии, имени, отчества, реквизитов документа, удостоверяющего личность, и контакты лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход (при наличии), а также об отношениях этого лица с гражданином, или полное наименование и адрес организации, в которую временно выбывает гражданин (при наличии). В случае, если заявление подает лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход, желательно указать виды и объем помощи, которую оно обязуется обеспечивать;
2) в отношении несовершеннолетних граждан сведения в соответствии с пунктами 3, 25, 48, 50 Правил.
В заявлении рекомендуется указать способ уведомления заявителя из числа законных представителей и лиц, обязующихся обеспечивать помощь, о времени и месте заседания комиссии и о принятом стационарной организацией решении о переводе, выписке и временном выбытии.
3. Гражданин, на наш взгляд, не обязан указывать в заявлении о выписке или временном выбытии сведения, которые на момент подачи заявления ему неизвестны, например, если гражданин не может указать, имеется ли у него право пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, на любом законном основании (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) или другие лица предоставят ему право пользования жилым помещением, или есть ли у него достаточно средств к найму (или к приобретению) жилья; адрес планируемого места пребывания после выписки, фамилию, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и контакты лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход после выписки или в период временного выбытия. Но, конечно, желательно подготовиться к подаче заявления и получить информацию о необходимых сведениях заранее.
Стационарная организация после приема заявления должна помочь в подготовке (сборе) необходимых для рассмотрения заявления сведений и документов, содействовать в этом гражданину.
4. В случае если гражданин, в том числе недееспособный, не может собственноручно заполнить и подписать заявление вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности, но выражает желание подать такое заявление, у работника стационарной организации, на наш взгляд, должно быть полномочие заполнить заявление. При этом указать причину неспособности гражданина заполнить и подписать заявление лично, заверить заявление своей подписью с указанием даты и должности. Также такой гражданин вправе предоставить заявление, подписанное за него другим гражданином в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 160 Гражданского кодекса РФ (подпись другого гражданина должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий заявление не мог подписать его собственноручно).
5. Для установления желания гражданина о переводе, выписке или временном выбытии, в том числе для оформления соответствующего заявления, в случае, если такой гражданин не может собственноручно заполнить и подписать заявление, например, вследствие затруднений в использовании устной и письменной речи, должна использоваться альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК), привлекаться специалисты, владеющие АДК, логопеды, психологи. Привлекать можно специалистов, как работающих в стационарной организации, так и не работающих в ней.
6. На копии зарегистрированного заявления о переводе, выписке или временном выбытии, которая передается на руки заявителю, должна быть указана дата регистрации заявления, входящий номер заявления и другие реквизиты, принятые при регистрации заявлений в стационарной организации.
7. Не допустим отказ в приеме заявления о переводе, выписке и временном выбытии из интерната по личным соображениям сотрудников о целесообразности их подачи.
8. Стационарная организация обязана своевременно информировать и разъяснять гражданину, в том числе недееспособному, в какой стадии находится рассмотрение его заявления, какие у гражданина права при рассмотрении его заявления, в том числе о получении копии зарегистрированного заявления, о личном участии в заседании комиссии, об указании граждан, участие в заседании комиссии которых значимо для гражданина, о выражении мнения о переводе, выписке или временном выбытии, о получении информации о времени и месте заседания комиссии, о получении решения стационарной организации и рекомендаций комиссии, о правах в случае отказа в переводе, выписке или временном выбытии, а также оказание содействия гражданину в осуществлении его прав, в том числе в участии в заседании комиссии.
Для рассмотрения заявления о переводе, выписке и временном выбытии межведомственной комиссией вместе с заявлением стационарная организация должна передать:
1) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационарной организации социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами (при рассмотрении заявления о переводе, п. 2 Правил);
2) заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья совершеннолетний гражданин способен проживать самостоятельно или не способен проживать самостоятельно (при рассмотрении заявления о выписке или временном выбытии, п. 20, 21 и пп. 2 п. 44 Правил);
3) копию паспорта опекуна или попечителя совершеннолетнего гражданина (при наличии), копию акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (о помещении в стационарную организацию) и копию решения суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности; копию паспорта законного представителя несовершеннолетнего гражданина и копию свидетельства о рождении;
4) заявление лица, обязующегося обеспечивать помощь и уход за выписывающимся или временно выбывающим совершеннолетним гражданином в случае, если такой гражданин не способен проживать самостоятельно (если заявление о выписке или временном выбытии подано гражданином) (п. 21 и 44 Правил), и копию паспорта этого лица. В заявлении лицу целесообразно указать виды и объем помощи, которую оно обязуется предоставлять;
5) заявление гражданина и его законного представителя (при наличии) о согласии (несогласии) с выпиской, временным выбытием или переводом (если заявление о выписке или временном выбытии подано законным представителем совершеннолетнего гражданина, лицом, обязующимся обеспечивать помощь и уход за выписывающимся или временно выбывающим совершеннолетним гражданином в случае, если такой гражданин не способен проживать самостоятельно, либо если выписка или перевод инициированы стационарной организацией) (п. 4, 20, 21 и 44 Правил);
6) справку стационарной организации с характеристикой отношений между выписывающимся или временно выбывающим совершеннолетним гражданином и его родственниками или иными лицами, обязующимися обеспечивать ему помощь и уход и с которыми планируется его совместное проживание, в которой также выражается мнение о выписке или временном выбытии такого гражданина (п. 32 Правил);
7) копии документов, подтверждающие наличие у гражданина, желающего выписаться, права пользования жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, на любом законном основании (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) или обязательство других лиц предоставить право пользования жилым помещением и наличие возможности проживать в жилом помещении, в том числе если в нем проживают другие граждане, или наличие средств к найму (или к приобретению) такого помещения (п. 23 Правил). В случае отсутствия жилых помещений целесообразна, на наш взгляд, справка о возможных способах обеспечения гражданина жильем.
8) для подтверждения безопасных условий проживания по планируемому месту временного выбытия гражданина (пп 1 п. 58 Правил), на наш взгляд, могут предоставляться документы, подтверждающие право пользоваться жилым помещением (выписка из ЕГРН о праве собственности, о праве пожизненного пользования, выписка из домовой книги, договор найма жилого помещения или безвозмездного пользования, другие документы). Для того, чтобы убедиться в том, что в жилом помещении созданы надлежащие условия для проживания, например, в случае, если место предполагаемого временного выбытия в том же населенном пункте, что и стационарная организация, рекомендуется посещение жилого помещения гражданином вместе с уполномоченным работником стационарной организации для ознакомления с условиями проживания. Также, по нашему мнению допустимо, чтобы владелец жилого помещения сделал видеозапись (или видео в прямом эфире) и показал условия проживания таким образом, чтобы можно было убедиться в адресе жилого помещения (непрерывная видеосъемка в прямом эфире со съемкой таблички с адресом на фасаде жилого помещения, номера квартиры). В случае сомнений в безопасности условий проживания, пригодности жилого помещения для проживания лицу, временно принимающему гражданина, может быть предложено предоставить справку о характеристике жилого помещения и пригодности его для проживания, выданную в соответствии с региональным порядком;
9) письменное подтверждение организации, в которую планируется временное выбытие совершеннолетнего гражданина (санаторно-курортной, реабилитационной, медицинской, образовательной, организации, предоставляющей учебное сопровождаемое проживание, другой организации), о готовности к приему такого гражданина (при необходимости) (пп 4 п. 53 Правил);
10) заключение специалистов стационарной организации, включая психолога, специалиста по социальной реабилитации, социального педагога, воспитателя, врача-психиатра, других специалистов, наблюдающих гражданина, об особенностях состояния здоровья выписывающегося или временно выбывающего гражданина, его способности к пониманию обращенной речи, изложению и передаче информации, ориентации в пространстве, времени и окружающей обстановке, адаптации к ситуации, обеспечению личной безопасности, самообслуживанию, поддержанию межличностных отношений, о способности обращаться за помощью и принимать ее, а также о способности в период временного выбытия поддерживать контакты с представителями стационарной организации и получать дистанционную помощь посредством услуг телефонной или почтовой связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пп 1 п. 54 Правил).
На наш взгляд, также с письменного согласия гражданина лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за гражданином после выписки или в период временного выбытия, должно быть проинформировано о необходимых гражданину помощи и уходе.
В случае, если гражданин, не способный проживать самостоятельно, в том числе недееспособный, желает проживать в домашних условиях при организации для него сопровождаемого проживания в соответствии со cтатьей 91 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», лицом, обязующимся обеспечивать помощь, может являться организация, предоставляющая услуги сопровождаемого проживания. Эта организация должна предоставить письмо с гарантией оказания выписывающемуся гражданину соответствующих услуг с указанием возможной даты начала сопровождаемого проживания. В заявлении о выписке и в письме также указывается работник организации, уполномоченный представлять ее при рассмотрении заявления гражданина о выписке. В случае, если рассматривается вопрос о выписке недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, организация, обязующаяся предоставлять сопровождаемое проживание, указывает, как предполагается осуществление опеки или попечительства.
1. Устройство недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, нуждающегося в опеке или попечительстве, является компетенцией органа опеки и попечительства (статья 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»), а именно: орган опеки и попечительства принимает решение об установлении над таким гражданином опеки и назначении опекуна (об установлении попечительства и назначении попечителя) или о помещении его под надзор в стационарную организацию социального обслуживания либо о временном возложении обязанностей опекуна (попечителя) на орган опеки и попечительства. Устройство подопечного должно осуществляться с учетом его мнения и предпочтений (п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ).
Заявление недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина (его опекуна или попечителя) о приеме его в стационарную организацию и о выписке из нее, о переводе в другую организацию социального обслуживания является основанием для рассмотрения органом опеки и попечительства вопроса о возможности изменения устройства подопечного.
В силу ограниченности вариантов устройства и полной зависимости этих граждан от конкретной стационарной организации или опекуна (попечителя), а также высокие риски злоупотреблений их состоянием считаем, что следует внимательно относиться к желанию подопечного перевестись в другую организацию, выписаться или временно выбыть из нее, остаться проживать в домашних условиях (в случае рассмотрения заявления о приеме в стационарную организацию). В случае, если мнение недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина не совпадает с мнением его опекуна или попечителя, с мнением стационарной организации, целесообразно рассматривать ситуацию всесторонне, оценивая обстоятельства в совокупности, определяя наилучшее обеспечение интересов гражданина, в том числе с привлечением независимых специалистов.
2. На подачу заявления о выписке не требуется согласие опекуна или попечителя, в том числе стационарной организации, если она исполняет обязанности опекуна или попечителя. Стационарная организация должна запросить мнение опекуна или попечителя о выписке, если оно не было представлено при подаче заявления недееспособным или ограниченным в дееспособности гражданином. Мнение опекуна или попечителя, выраженное в письменной форме, передается в межведомственную комиссию и учитывается при рассмотрении вопроса. Заявление о выписке также может подать лицо, которое обязуется обеспечивать такому гражданину помощь и уход после выписки. В этом случае стационарная организация должна запросить мнение подопечного и мнение опекуна или попечителя (если таковой имеется) о выписке с обеспечением помощи и ухода со стороны заявителя и передать в межведомственную комиссию.
3. Позиция органа опеки и попечительства требуется в случае рассмотрения заявления о выписке недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, если гражданину не назначен опекун или попечитель либо опекун или попечитель не согласны с выпиской подопечного. В этом случае орган опеки и попечительства, на наш взгляд, должен представить в межведомственную комиссию позицию о соответствии выписки интересам подопечного и о возможностях осуществления опеки или попечительства после выписки.
Опека или попечительство после выписки в интересах гражданина, помимо назначения опекуна или попечителя, также может временно осуществляться органом опеки и попечительства. Например, рассмотрение вопроса об исполнении обязанностей опекуна или попечителя органом опеки и попечительства возможно в случаях:
- если выписывающемуся недееспособному или ограниченному в дееспособности гражданину организуется сопровождаемое проживание;
- рассматривается вопрос о выписке гражданина, дееспособность которого ограничена, который по заключению врачебной комиссии способен вести самостоятельный образ жизни.
Аналогично, считаем, следует подходить к рассмотрению вопроса о приеме недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина в стационарную организацию, если такой гражданин выражает желание участвовать в сопровождаемом проживании или способен вести самостоятельный образ жизни, несмотря на недееспособность или ограничение дееспособности.
Заявление о временном выбытии может подать сам гражданин. На подачу заявления не требуется согласие опекуна или попечителя. Стационарная организация должна запросить мнение опекуна или попечителя о временном выбытии, если оно не было представлено при подаче заявления недееспособным или ограниченным в дееспособности гражданином. Мнение опекуна или попечителя учитывается при рассмотрении вопроса. Заявление о временном выбытии также может подать лицо, которое обязуется обеспечивать такому гражданину помощь и уход в период временного выбытия. В этом случае стационарная организация должна запросить мнение подопечного и мнение опекуна или попечителя (если таковой имеется) о временном выбытии с обеспечением помощи и ухода со стороны заявителя.
В случае, если принимается решение о временном выбытии недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, между стационарной организацией социального обслуживания, исполняющей обязанности опекуна или попечителя недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, и лицом, принимающим временно выбывающего гражданина, должно заключаться соглашение о взаимодействии сторон в период временного выбытия такого гражданина в целях обеспечения ему безопасных условий проживания, заботы о его содержании и здоровье, помощи и ухода (п. 55 Правил).
В соглашении, на наш взгляд, целесообразно предусматривать:
- обязанность лица, временно принимающего гражданина, обеспечивать его содержание, уход и присмотр за ним, получение гражданином медицинской помощи в период временного выбытия. Целесообразно указать особенности ухода, рекомендации;
- обязанность стационарной организации предоставить принимающему лицу информированию об особенностях ухода за гражданином, включая нуждаемость в приеме лекарственных средств, особенности поведения гражданина, его предпочтения, признаки его неблагополучия;
- обязанность принимающего лица извещать стационарную организацию об изменениях в состоянии гражданина, нуждаемости его в медицинской помощи, предоставлять возможность общения гражданина с работником стационарной организации посредством телефонной или видео связи;
- обязанность стационарной организации обеспечить гражданина в период его временного выбытия необходимыми лекарственными препаратами, предметами ухода, а также финансирование содержания подопечного за его счет (его питания, проезда, других расходов в его интересах) в период временного выбытия;
- обязанность стационарной организации обеспечивать консультирование принимающего лица по вопросам содержания гражданина, ухода за ним;
- определение начала и прекращения обязанностей принимающего лица.
Для принятия решения о временном выбытии недееспособного или ограниченного в дееспособности гражданина, для заключения соглашения не требуется согласие органа опеки и попечительства. Однако, необходимо уведомить орган опеки и попечительства о длительном временном выбытии, например, на срок более полугода в целях подготовки к сопровождаемому проживанию.
Следует иметь в виду, что в случае рассмотрения заявления о временном выбытии межведомственной комиссией (если ранее во временном выбытии отказала стационарная организация), может запрашиваться мнение органа опеки и попечительства о соответствии интересам подопечного временного выбытия в предложенных условиях.
Заявления о переводе и выписке с документами, предусмотренными Правилами, передаются стационарной организацией в межведомственную комиссию в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления.
Заявления о временном выбытии в межведомственную комиссию не передаются. Решение о временном выбытии принимается стационарной организацией без рассмотрения заявления межведомственной комиссией. В случае, если стационарная организация откажет гражданину во временном выбытии, он вправе обратиться в межведомственную комиссию.
Гражданин должен присутствовать на заседании межведомственной комиссии. Возникает вопрос, как во всех случаях обеспечить присутствие гражданина, в том числе, когда его передвижение крайне затруднено, или интернат значительно удален от места заседания комиссии. Поскольку непосредственное общение с гражданином является принципом работы межведомственной комиссии, необходимо вводить в работу комиссии все возможные способы обеспечения общения с гражданином. Это можно обеспечить следующими способами:
- создавать территориальные комиссия вблизи мест нахождения интернатов;
- проводить заседания комиссии в интернате, по месту проживания гражданина;
- организовывать до заседания комиссии общение с гражданином отдельных членов комиссии, в том числе по месту проживания в интернате;
- организовывать общение с гражданином специалистов, не связанных с интернатом, в том числе по месту его проживания в интернате;
- организовывать общение с гражданином посредством видеосвязи.
При использовании всех способов крайне важно урегулировать процедуру общения. Гражданину должно быть разъяснено в доступной для него форме, что и где происходит, в каком порядке, кто присутствует, какие вопросы будут рассматриваться, что ожидается от гражданина, на что повлияют ответы гражданина и на что не повлияют, согласен ли он отвечать на вопросы в предложенном формате, есть ли у него опасения и пожелания по порядку общения. Желательно предоставить возможность для конфиденциального общения граждан с выбранными им членами комиссии или специалистами. Должен вестись протокол, после беседы необходимо убедиться у гражданина, что его ответы правильно восприняты и отражены в протоколе.
Если у гражданина трудности в использовании речи, и он нуждается в альтернативной и дополнительной коммуникации, должен быть привлечен специалист, владеющий альтернативной и дополнительной коммуникацией.
Если по описанию в документах состояние гражданина такое, что он не понимает происходящего с ним, комиссия должна убедиться, что гражданин не понимает процессы устройства в интернат, перевода или выписки из него, например, не вступает в общение, дает ответы, не относящиеся к вопросу, и отразить это в протоколе. В этом случае процедурные вопросы выходят на первый план, поскольку легко спровоцировать ситуацию «непонимания» даже тогда, когда в привычных для гражданина условиях он адекватно общается и понимает происходящее.
Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Гражданского кодекса РФ при осуществлении опеки учитывается мнение недееспособного подопечного, а при невозможности его установления – информация о предпочтениях недееспособного подопечного, полученная от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.
В заседании межведомственной комиссии могут принимать участие любые лица, указанные гражданином, а также те лица, которые готовы оказывать помощь гражданину в случае его выписки или временного выбытия (пункты 9, 31 Правил).
В случае, если комиссия рекомендует отказать гражданину в переводе, выписке или временном выбытии из стационарной организации социального обслуживания, в ее рекомендациях должны быть отражены мероприятия, направленные на дальнейшую подготовку гражданина к переводу, выписке или временному выбытию, а также мнение о возможности последующего рассмотрения вопроса о переводе, выписке или временном выбытии (пункты 12, 35, 63 Порядка перевода, выписки и временного выбытия).
Мероприятиями, направленными на дальнейшую подготовку гражданина к выписке, на наш взгляд, могут быть:
- проведение стационарной организацией курса подготовки гражданина к проживанию в домашних условиях,
- содействие в прохождении гражданином учебного сопровождаемого проживания, реализуемого стационарной организацией или иной организацией,
- содействие гражданину в решении правовых вопросов, связанных с реализацией права на жилье, с обращением в суд о восстановлении дееспособности, с подбором опекуна или попечителя.
Рекомендации межведомственной комиссии должны быть переданы в стационарную организацию в течение не более 5 рабочих дней с даты проведения заседания этой комиссии.
Решение о переводе или выписке из стационарной организации принимает стационарная организация при наличии рекомендаций межведомственной комиссии.
О принятом решении о переводе или об отказе в переводе, о выписке или об отказе в выписке стационарная организация уведомляет гражданина и иного заявителя в письменном виде в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения. Принятое решение дополнительно разъясняется гражданину в доступной для него форме, в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.
В случае отказа в переводе, выписке или временном выбытии гражданин вправе обратиться в орган государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания.
Решение о временном выбытии из стационарной организации, например, погостить к родственникам, принимает сама эта организация, без обращения в межведомственную комиссию. Решение выносится в срок, позволяющий совершеннолетнему гражданину временно выбыть, в том числе в связи со смертью членов семьи, родственников, друзей и иных близких людей, а также иными непредвиденными обстоятельствами.
Если стационарная организация откажет гражданину во временном выбытии, гражданин вправе обратиться в межведомственную комиссию, приложив к заявлению решение об отказе. После получения рекомендаций межведомственной комиссии стационарная организация повторно рассматривает заявление и выносит новое решение.
Решение об отказе в выписке или во временном выбытии должно содержать обоснованные причины отказа – в текущий момент невозможно обеспечить условия для безопасного проживания гражданина после выписки или в период временного выбытия:
- отсутствует жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, или имеется жилое помещение, в котором хотел бы проживать гражданин, но оно не пригодно для постоянного проживания по конкретным причинам;
- гражданин нуждается в посторонней помощи, которая не может быть организована по месту планируемого места проживания (с указанием конкретных видов помощи) и причины невозможности организации ее предоставления.
Причиной отказа в выписке (но не во временном выбытии) недееспособных граждан и граждан, дееспособность которых ограничена, может быть отсутствие граждан, которые могут быть их опекунами или попечителями.
Решение об отказе во временном выбытии может быть принято только при наличии одного из следующих оснований (п. 58 Правил):
1) если не подтверждена возможность предоставления совершеннолетнему гражданину в период его временного выбытия условий для безопасного проживания;
2) если отсутствует лицо, обязующееся обеспечивать помощь и уход за временно выбывающим совершеннолетним гражданином, а желающий временно выбыть совершеннолетний гражданин не способен проживать самостоятельно, в том числе не способен получать дистанционную помощь от стационарной организации социального обслуживания посредством услуг телефонной или почтовой связи, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При рассмотрении комиссией заявления о приеме в стационарную организацию должны учитываться Рекомендации по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг, утвержденные Приказом Минтруда России от 30.07.2014 № 500н.
1. При рассмотрении вопроса о приеме несовершеннолетнего гражданина комиссии целесообразно устанавливать:
1) условия проживания и состав семьи гражданина, трудности в осуществлении постоянного ухода за ребенком-инвалидом, трудности в его воспитании и развитии, которые возникают у членов его семьи, устанавливать, получает ли ребенок-инвалид общее образование и режим его пребывания в общеобразовательной организации, а также трудности родителей (иных законных представителей) в удовлетворении бытовых потребностей семьи, в осуществлении ими своих прав на медицинскую помощь, образование, труд, отдых, возникающие в связи с постоянным уходом за ребенком-инвалидом;
2) возможность реализации права ребенка жить и воспитываться в семье, права ребенка на совместное проживание с родителями и возможные меры для его реализации: предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в сочетании или чередовании форм социального обслуживания, в том числе с краткосрочным предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также предоставление социального сопровождения, включая содействие в устройстве в образовательные организации, в получении санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, в предоставление услуг присмотра и ухода, реабилитационных и абилитационных услуг, медицинской помощи;
3) достижение конкретных целей социального обслуживания в стационарной форме и в конкретные сроки, в том числе прохождение несовершеннолетним гражданином курса социальной реабилитации или абилитации; обеспечение его содержания и проживания в целях краткосрочного освобождения семьи от постоянного ухода за ним.
2. Если комиссия рекомендует прием несовершеннолетнего гражданина в стационарную организацию, в рекомендациях указывается форма или формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", направленные на профилактику отказа родителей от воспитания детей, ограничения их в родительских правах, лишения родительских прав, на обеспечение возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав, профилактику отказа лиц, усыновивших (удочеривших) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка, от воспитания ребенка, а также обоснование выбора условий проживания несовершеннолетнего в организации социального обслуживания: постоянное круглосуточное проживание определенный срок или пятидневное в неделю проживание, в том числе рекомендации о периодичности пребывания несовершеннолетнего гражданина в семье в период получения им социальных услуг при круглосуточном проживании в стационарной организации, о мерах, направленных на помощь семье в приеме ребенка дома, об обязанностях родителей в период проживания несовершеннолетнего в организации социального обслуживания.
3. При рассмотрении вопроса о приеме в стационарную организацию совершеннолетнего гражданина комиссии целесообразно устанавливать:
1) трудности гражданина в осуществлении самообслуживания, возможности самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, а также наличия иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (например: зависимость от посторонней помощи (постоянная, регулярная, периодическая, напоминание, содействие или помощь сопровождающих при исполнении действий либо замещающее исполнение действий), наличие общего и профессионального образования, трудовой занятости и трудностей в их получении и осуществлении (для граждан, не достигших возраста, с которого возникает право на получение пенсии по старости), трудностей в организации досуга, получении медицинской помощи, реабилитационных или абилитационных услуг), в том числе определение нуждаемости в социальном обслуживании с применением критериев, применяемых для установления нуждаемости в сопровождаемом проживании инвалида (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг, устанавливаемых в соответствии со статьей 9.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»;
2) уровень информированности лица, страдающего психическим расстройством, о последствиях его приема в стационарную организацию социального обслуживания, предназначенную для лиц, страдающих психическими расстройствами, последствиях перевода в иную организацию социального обслуживания или выписки из нее, о последствиях отказа от поданного заявления;
3) возможность достижения целей социального обслуживания при предоставлении социальных услуг с сохранением пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, в том числе путем организации сопровождаемого проживания в соответствии со статьей 9.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», или предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в сочетании или чередовании форм социального обслуживания, в том числе с краткосрочным предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также предоставление социального сопровождения, включая содействие в устройстве в образовательные организации, в получении санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, в предоставление услуг присмотра и ухода, реабилитационных и абилитационных услуг, медицинской помощи. Для этого учитывается опыт проживания гражданина в семье, опыт учебного и сопровождаемого проживания, социальной занятости, возможности организации сопровождаемого проживания конкретными поставщиками услуг сопровождаемого проживания.
4. В случае, если комиссия рекомендует отказать гражданину в приеме в стационарную организацию, на наш взгляд, комиссия должна дать рекомендации о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и в сочетании или чередовании форм социального обслуживания, в том числе с краткосрочным предоставлением социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также предоставление социального сопровождения, включая содействие в устройстве в образовательные организации, в получении санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха, в предоставление услуг присмотра и ухода, реабилитационных и абилитационных услуг, медицинской помощи.
Комментарии
Статья на ту же тему с комментарием юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора – Приказ о порядке перевода и выписки человека из ПНИ: что нужно знать НКО:
«Теперь, я надеюсь, можно будет вывести из интернатов намного больше людей, но вместе с большими надеждами нам нужны и большие ресурсы и силы».