Ребенка изгоняют из детского сада. Помочь может прокурор.
Прокурору г. Подольска
Копия: В Управление образования г. Подольска
от Ирины Витальевны Б.
(г. Подольск, Московской обл.)
ЗАЯВЛЕНИЕ
Обращаюсь к Вам за помощью в связи с нарушением права на образование моего сына, Вячеслава К., 1998 г. рождения. Ребенок родился с тяжелыми нарушениями здоровья, в возрасте 6 месяцев был признан инвалидом. До последнего времени сыну ставили диагнозы: гидроцефалия; задержка психоречевого развития. В возрасте 3-х с половиной лет Славу по направлению психоневролога приняли в коррекционный детсад № 34 «Надежда».
10 февраля 2005 г. на обследовании в Научном Центре психического здоровья РАМН сыну поставили дополнительно диагноз «Синдром аутизма».
14 апреля с.г. комиссия с участием специалистов детсада, психиатра районной больницы г. Подольска Степановой Е.В. и гл. логопеда города Подольска проводила проверку подготовленности к школе семилетних детей, посещающих детский сад. Когда речь зашла о моем сыне, гл. логопед города, узнав от меня о поставленном Славе диагнозе «Синдром аутизма», заявила, что его не имели права брать в этот детсад, что она еще спросит за это с заведующей, и что в конце мая с.г. Слава будет из садика исключен.
Это заявление явилось для меня тяжелым ударом. Я надеялась, что Слава будет находиться в детсаду еще один год (в садике много восьмилеток), т.к. к школе он еще не подготовлен, да в Подольске и нет образовательных учреждений для аутичных детей. До 5 лет со Славой в детсаду не занимался логопед, мотивируя это тем, что еще рано (?!), потом появились новые специалисты, с сыном стали заниматься и сейчас крайне важно было бы продолжить эти занятия.
Я попробовала убедить в этом комиссию, рассказала, что Славик ничем не может помешать остальным детям, это мирный, ласковый ребенок, общительный со взрослыми, тихий и замкнутый в садике. Он в силу своего заболевания избегает общения с детьми, но не способен никого обидеть. Я объяснила, что если ребенка исключат из детского сада, я буду вынуждена бросить работу, но на что же тогда жить? Лечение и реабилитация сына требуют денег, я плачу за занятия с ним в Центре лечебной педагогики 3,5 тыс. руб. в месяц, необходимые ему лекарства для инъекций стоят 1 тыс. руб. за 10 ампул. Уход с работы станет для меня трагедией. На это главный логопед города ответила: «Это Ваши проблемы».
Мне кажется, что это не только мои проблемы, поскольку существуют законы, регулирующие права детей-инвалидов. В соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 7, 43) государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования, ст. 5 Закона «Об образовании» конкретизирует этот принцип, объясняя, что право это предоставляется независимо от состояния здоровья. В соответствии с п. 6 этой статьи детям с отклонениями в развитии должны быть созданы условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов и получение ими среднего общего образования. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные мероприятия и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для тех, чье состояние здоровья исключает возможность их пребывания в таких учреждениях, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Таким образом, решение об исключении моего сына из речевого детского сада является совершенно незаконным. Речь могла идти только о переводе ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, но при этом должны были учесть мое мнение о целесообразности оставления Славы в детсаду еще на один год ввиду его неподготовленности к школе.
В соответствии с п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г.№ 288) и п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) перевод обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
Помимо всего прочего, ни гл. логопед города, ни комиссия в целом, не наделены полномочиями исключать или инициировать исключение детей из образовательного учреждения. Их обязанности заключаются, напротив, в содействии организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка (Инструктивное письмо Министерства образования РФ № 27/2967-6 от 14.07.2003 г. «О психолого-медико-педагогической комиссии», п.6). В методических рекомендациях Министерства образования РФ «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения» (№ 27/901-6 от 27.03.2000 г.) подчеркивается, что изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПК и заявлению родителей (п.13). В данном случае моим мнением никто даже не поинтересовался.
Министерство образования Российской Федерации, сталкиваясь с подобными случаями превышения комиссиями их полномочий, в письме № 26/188-6и от 6 апреля 2004 г. особенно подчеркивает: «В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, в связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение ст.43 Конституции РФ и п. 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении заключений, препятствующих осуществлению права на образование.»
Закон исключает возможность отчисления ребенка «в никуда», как это планируется в отношении Славы. Этим нарушаются все вышеназванные, гарантированные российскими законами, права моего ребенка, да и просто проявляется бюрократическое бездушие, недопустимое при работе в такой области, где особенно необходимы чуткость, душевность, гуманный и высокопрофессиональный подход к проблемам тяжелобольных детей и их родителей.
Надеюсь на Вашу помощь с тем, чтобы не допустить такого грубого нарушения прав моего сына.
«_» ____________ 2005 г. ____________ (И.В.Б-на)
Добавить комментарий