Здравствуйте! Живем в небольшом городке. Год назад закрыли реабилитационный центр. Родители особых детей написали коллективное письмо в Министерство соц. развития области с просьбой открыть нам хоть какой-нибудь центр, куда можно отводить своих детей, где они могли бы общаться, развиваться, чтобы с ними занимались психологи и т.д. На что мы получили ответ, что реабилитационный центр есть в соседнем городе и многие родители бесплатно пользовались услугами этого центра (некоторые 1 раз в год были там, некоторым предлагали 2 раза в год путевку, а некоторые вообще не могут по противопоказаниям попасть туда); что также в нашем городе есть Дом школьников, в котором проводят кружки (лично мы посещали эти кружки 2 раза в неделю по 30 мин с постоянным маминым сопровождением) для особых детей и еще много всяких выставок, музеев, велопробегов и т.д. организовывают для наших детей. На 12 мая бал назначен "круглый стол" в нашем управлении соц защиты, куда должны были пригласить родителей. Но так нас никто и не пригласил. И мы не знаем, состоялся ли он вообще. Куда нам обратиться по поводу открытия центра для развития, общения и прочее для наших детей? Кому еще написать?
Реабилитация
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Комментарии
Галина, чтобы юрист мог более точно ответить, напишите, пожалуйста, примерный диапазон возраста детей (дошкольный, школьный, всех возрастов от дошкольного до "послешкольного" и т.п.) и посещают ли дети образовательные учреждения (какие образовательные возможности есть у вас в городе, не кружки, а д\сад, школа, принимают ли туда особых детей), то есть обеспечены ли какие-то формы образования, реабилитации, социализации кроме кратковременных кружков в Доме школьников и реабилитационного центра в соседнем городе?
Некоторые дошкольники не организованы, т.е. не посещают вообще никаких садов, кружков и т.д. Так и школьного возраста. Мой ребенок учится в общеобразовательной школе индивидуально 4 дня в неделю по 1 часу в день, т.е. общения с детьми практически нет. Многие также.Некоторые детки школьного возраста вообще не посещают школу, т.е. постоянно сидят дома. В общем, в садик или в школу ходят более "легкие" дети, те, что с более глубокой степенью умственной отсталости, либо на индивидуальном обучении + у некоторых кружки в Дом школьников, либо вообще не посещают никаких заведений. Нам периодически наш ЦСЗН предлагает выставки, посещение музеев, велопробеги (каждое из мероприятий проводится 1 раз в год). А детям нужно постоянное общение, хотя бы с такими же, как они сами. В городе, кроме общеобразовательных школ и обычных дет. садов, ничего нет. Когда то был реабилитационный центр, куда мы отводили хотя бы на полдня своих детей, где они общались, играли вместе, кушали т.д. Но потом его закрыли, не назвав родителям никакой причины
Галина, добрый день!
Реализацией политики в области реабилитации и социализацией детей с ОВЗ, совершенствованием деятельности реабилитационных центров занимаются региональные органы социальной защиты.
Как Вы написали, в Министерстве соц. развития Вам ответили, что центр есть в другом городе. В данном случае можно пойти следующим путем:
- обратиться к руководителю региона (написать коллективное письмо, записаться на прием) и депутатам своего округа с просьбой разобраться в ситуации и обязать ответственные лица (Министерство соц. развития в частности) открыть реабилитационный центр в городе - такие обращения могут быть результативны,
- обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту нарушения прав детей-инвалидов на создание условий для необходимой реабилитации (единичные мероприятия не могут быть признаны таковыми),
- подать коллективный иск к Министерству соц. развития о признании незаконным бездействия в части несовершения действий по открытию реабилитационного центра, об обязании его открыть. О порядке и перспективах именно данного обращения необходимо консультироваться с юристом в Вашем городе, так как здесь потребуется изучить нормативную базу региона, города, и саму ситуацию более детально.
По круглому столу Вы написали, что не знаете был ли он вообще. Вы уточняли в Управлении - почему не пригласили, был ли он, какие решения были приняты по его итогам?
А как же образование? Из комментария Галины видно, что ряд детей дошкольного и школьного возраста не получают образования ни в какой форме? Галина, а их никуда не принимают или родители сами не хотят? А Ваш ребёнок учится 4 часа в неделю на дому без какой-либо социализации, это же тоже не лучший вариант?.. Вы не пытались с группой родителей добиваться образования для всех детей, ведь это обещано в законе об образовании?
Пробиться куда-то настолько трудно, что родители просто опускают руки. Коллективное письмо в Министерство соц развития ничего не дало (я писала, что они нам ответили). Также они предлагают кружки в Дом школьников. К примеру, моя дочь посещает школу 4 раза в неделю по 1 уроку и кружки ИЗО и "Театр моды" (индивидуально, в постоянном мамином сопровождении). Кружки 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. Этого НЕДОСТАТОЧНО для ребенка. Школьную программу моя дочь тянет с трудом. Учителя постоянно сетуют, что они не умеют работать с такими детьми, их этому не учили. (Извините, но это не мои проблемы!!!) Поэтому нас хотели исключить из школы, предлагая перехать в другой город, где есть спец. школы. Пришлось писать жалобу в Министерство образования. Все родители хотят, чтобы был такой Центр как раньше, куда отводили детей, там с ними работали психологи, логопеды, массажисты и т.д. А Министерство нам предлагает велопробеги, экускурсию в музей, 1 раз в год выезд на природу, кроссы. Все эти мероприятия проводятся 1 раз в год. К чему, скажите, детям с ДЦП или умственной отсталостью разной степени эти велопробеги и кроссы, когда в городе 1 психолог, который разрывается между нами (кстати, посещени психолога 2 раза в неделю с периодичностью 3 месяца через 3 в связи с загруженностью), нет ни одного дефектолога и нет центра, где бы развивали наших детей???
На какой закон делать ссылку, если писать в заявлении о нарушении прав детей-инвалидов на создание условий для необходимой реабилитации?
Галина,
в части создания реабилитационного центра рекомендую ссылаться на ст. 28 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ", которая в том числе указывает на следующее:
Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Федеральным законом и содействовать удовлетворению их потребностей.
В Вашем случае, насколько я поняла, необходимо требовать создания и реабилитационного центра, и необходимых условий для получения образования.
При формулировке требования о создании условий для получения детьми образования можно опираться на следующие положения Закона "Об образовании в РФ":
(ст. 5):
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
(ст. 79):
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.