Негосударственным поставщикам соцуслуг не выплачивают компенсаций

В Свердловской области задерживают выплаты компенсаций негосударственным поставщикам социальных услуг. Как сообщают региональные фонды, помогающие детям с ментальными нарушениями, с февраля 2023 года выплаты не поступали, и неизвестно, когда поступят. С проблемами, касающимися компенсаций, сталкиваются профильные НКО во многих регионах – подробный рассказ и комментарий юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора в материале на портале «Известия». Публикуем полный текст комментария юриста:

«Одна из проблем Федерального закона № 442-ФЗ как раз и состоит в том, что в него заложены разные механизмы финансирования государственных и негосударственных поставщиков. Государственные поставщики имеют "государственное задание", и им заранее точно известен объем услуг, который будет профинансирован государством. Негосударственные поставщики получают компенсацию за уже оказанные услуги, то есть они должны сначала оказать услуги, потом запросить компенсацию (в некоторых регионах временной "сдвиг" может составлять квартал – в следующем квартале идет компенсация за услуги, оказанные в этом). Помимо того, что это создает неприятный "кассовый разрыв", негосударственные поставщики всегда стояли и стоят перед риском – они оказали услуги, а компенсация по каким-либо причинам придет не полностью, не своевременно или не придет вовсе. Насколько тотальный характер носят отказы в компенсации в последнее время судить трудно, но информация об этом приходит из разных регионов. Отметим, что в принципе реально работающие негосударственные поставщики есть не во всех регионах. В некоторых регионах нет или почти нет негосударственных поставщиков – нет и проблем с выплатой компенсаций.

Нам известны в разных регионах примеры создания "псевдо-негосударственных" поставщиков социальных услуг, которые фактически тесно связаны с отдельными чиновниками, опираются на инфраструктуру и клиентскую базу государственных служб и имеют режим наибольшего благоприятствования со стороны местных госорганов. Разумеется, "истинным" негосударственным поставщикам, которые вынуждены начинать с нуля и сталкиваются с различными административными препонами, конкурировать с ними трудно. Но я не могу сказать, что тут речь идет о сознательной политике вытеснения негосударственных поставщиков с рынка. Реальное количество "неохваченных" получателей помощи, особенно в "проблемных" секторах (семьи с детьми-инвалидами, взрослые с психическими расстройствами, пожилые, требующие ежедневного ухода) еще велико. А сокращение государственных ресурсов на социальное обслуживание затрагивает всех поставщиков услуг, как государственных, так и негосударственных.


Идея так или иначе побуждать регионы к развитию негосударственного участия в социальной сфере озвучивается давно. Вообще различные показатели, связанные с привлечением в социальную сферу НКО и частного бизнеса заложены в "рейтинги" регионов и губернаторов (впрочем, регионы умеют их обходить). Но в конечном итоге всё упирается в возможности регионов, "выше головы не прыгнешь". Проблема может быть кардинально решена только закладыванием некоего федерального "стандарта" уровня социальной поддержки, в том числе в сфере социального обслуживания, ниже которого регион не может опускаться, с соответствующей финансовой поддержкой убыточных регионов. Но это требует как пересмотра законодательства, так и изменения государственной политики в сфере социального обслуживания (которая до сих пор предполагала передачу этого вопроса на уровень регионов)».

 

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии