24 февраля 2023 года вступили в действие изменения в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927 (Постановление Правительства РФ от 15.02.2023 № 222 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927…»). Что же изменилось, комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
«Эти изменения затрагивают вопросы назначения одному подопечному нескольких опекунов. В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» имеется норма, согласно которой в интересах подопечного может быть назначено несколько опекунов (статья 10). Однако на практике возникает много проблем с реализацией этой нормы. Совет Федерации даже предпринял попытку внести изменения в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», чтобы в законе появилась норма о возможности назначения опекунами одновременно обоих родителей совершеннолетнего недееспособного гражданина. Эта инициатива не была поддержана, потому что действующий закон разрешает это сделать. Однако в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, назначение нескольких опекунов допускалось только в исключительных случаях. Что это за случаи, не указывалось. Поэтому органы опеки и попечительства неохотно назначали нескольких опекунов и только в особых ситуациях, когда это объективно, по их мнению, требовалось.
Теперь – с учетом изменений Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, – назначить несколько опекунов (несколько попечителей) одному подопечному можно:
1) по желанию двух или более лиц. Требуется только желание граждан быть опекунами одного подопечного, не требуется указание объективных причин для назначения нескольких опекунов;
2) назначение нескольких опекунов должно соответствовать интересам подопечного. Это значит, что при принятии решения органы опеки и попечительства должны оценивать, не возражает ли подопечный против нескольких опекунов, какие отношения сложились у подопечного с кандидатами в опекуны и между самими кандидатами в опекуны, способны ли опекуны совместно исполнять обязанности опекунов. Оценивать также следует возможности осуществления тех прав и защиты тех интересов подопечного, которым один из опекунов не сможет уделять достаточного внимания, а также иные обстоятельства в целях обеспечения наилучшего устройства подопечного.
Для назначения нескольких опекунов одному подопечному лица, желающие быть опекунами, совместно подают заявление об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного (в отдельных случаях, если имеются причины для назначения опекунов по их месту жительства – по месту жительства одного из опекунов). Каждый из граждан, желающих быть опекунами, предоставляет необходимый для назначения пакет документов, условия жизни каждого из них проверяются органом опеки и попечительства (независимо от того, с кем из опекунов будет проживать подопечный, или подопечный будет проживать отдельно от всех опекунов).
При назначении нескольких опекунов в акте органа опеки и попечительства должны быть указаны (распределены) обязанности опекунов и, прежде всего, обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи.
Напомню, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» при назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае, если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Распределяться обязанности должны в зависимости от жизненной ситуации подопечного. То есть в акте органа опеки и попечительства может быть указан один из опекунов, который обязан обеспечивать ежедневный уход за подопечным и своевременную медицинскую помощь, и другой опекун заботится об этом только в определенные периоды, например, в выходные дни, во время летнего отдыха подопечного на даче, при сопровождении подопечного в санатории и т.д. Если оба опекуна проживают вместе с подопечным, то эти обязанности могут возлагаться на обоих опекунов и не распределяться между ними. Другой пример, когда подопечный живет с одним из опекунов, например, с престарелым родителем, который может обеспечивать только ежедневный уход. Второй опекун заботится о своевременной медицинской помощи, о получении подопечным всех мер социальной поддержки, реабилитации и осуществлении других прав подопечного, в том числе об управлении имуществом подопечного.
Обращаю внимание, что обязанности опекуна реализуются в виде фактических действий опекуна, например, приготовить еду для подопечного, проконтролировать прием подопечным лекарства, приобрести продукты питания, одежду для подопечного, и в виде юридических действий, например, открыть номинальный счет, получать и расходовать пенсию подопечного, сдать квартиру подопечного в наем. Для исполнения обязанностей в виде юридических действий необходимы представительские полномочия – полномочия действовать от имени подопечного. Такие полномочия в соответствии с той же статьей 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» между опекунами распределяться не могут: представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае, если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей (часть 8 статьи 10 указанного закона).
При распределении обязанностей между опекунами следует учитывать и отражать необходимость представительских полномочий. Например, если ежедневный уход за подопечным возлагается на одного опекуна, то надо решить вопрос, как будет открываться номинальный счет, кто будет получать пенсию подопечного, как будут опекуны ее расходовать, нужно ли оформлять доверенность. Ежегодный отчет, который должен представлять опекун в орган опеки и попечительства в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», должен сдавать каждый из опекунов (подпункт "у" пункта 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 № 927).
Совместное исполнение обязанностей опекуна несколькими опекунами (обязанностей попечителя несколькими попечителями) урегулированы в законодательстве крайне скупо. Это один из вопросов, который был поставлен в «законопроекте о распределенной опеке».
По-прежнему несколькими опекунами могут стать только граждане. Назначение опекуна подопечному, проживающему в интернате, практикуется в некоторых регионах и крайне ограниченно. В Москве второй опекун-гражданин может быть назначен подопечному, обязанности опекуна которого исполняет интернат, на период пребывания подопечного в отпуске у второго опекуна».
⇒⇒⇒⇒⇒⇒⇒
Еще по теме:
Развитие механизмов опеки: Минтруд проанализировал практику регионов
Могут ли оба родителя взрослого человека с инвалидностью быть опекунами?
Комментарии
Постановление, которое комментирует Елена Заблоцкис, – первый «нормативно-правовой» шаг в направлении распределеной опеки. И хотя он робкий и ограниченный (только для опекунов-граждан, или физических лиц), – он свидетельствует о том, что Правительство России убедилось в необходимости распределенной опеки: без неё остаются нерешёнными основные проблемы в этой сфере.
Эти намерения – двигаться к распределенной опеке – подтверждаются и содержанием Плана Минтруда по жизнеустройству инвалидов. А главное – неуклонным движением к созданию системы сопровождаемого проживания, устойчивое развитие которого возможно только при введении полноценных механизмов распределённой опеки.
Я сейчас нахожусь в процессе оформления сына в ПНИ. Местна опека выдала мне постановление о том.что мои права опекуна не прекращаются и выделила это особым пунктом.В другом пункте сказано.что на меня возлагаются опекунские обязательства на то время.когда подопечный будет со мной в отпуске.Вчера интернат прислал мне договор. где сторонами договора является сам интернат с одной стороны и директор интерната( почему то назван законным представителем моего сына) с другой стороны.Мне предложили подписань в одной строчке ознакомлена и согласна.что мне делать. Можно ли получить консультацию
Ася, добрый день! Уточните, пожалуйста, как в распоряжении органа опеки указано точно про помещение под надзор в интернат и про сохранение обязанностей опекуна за Вами. Если можно дословно.
Ася, в соответствии с п. 13 Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 940н) договор о предоставлении социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, признанному недееспособным, которому не назначен опекун в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве и обязанности опекуна или попечителя которого исполняет организация социального обслуживания, заключается между организацией социального обслуживания и органом опеки и попечительства по месту жительства этого получателя социальных услуг. В ситуации с Вашим сыном обязанности опекуна возложены и на Вас, и на интернат. При этом соргласно п. 8 ст. 10 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" при назначении нескольких опекунов или попечителей представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. Согласно статье 1 этого же закона положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные граждане, то есть интернаты исполняют обязанности опекуна в том же порядке, что и опекуны-граждане. Поэтому от имени подопечного договоры заключают оба исполнителя обязанностей опекуна (вместе). Но поскольку интернат не может заключать от имени подопечного договор на оказание социальных услуг, вместо него это делает орган опеки и попечительства (на основании указанного приказа и п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). Таким образом, исходя из указанных норм, договор от имени подопечного должен быть подписан Вами и органом опеки и попечительства.
нет закона о распределении опеки между юр лицом (интернатом) и физ лицом (родственником) при помещении подопечного в интернат...О каком случае идёт речь в вашем комментарии? Спасибо.
Николай, добрый день! Опубликовали подробный ответ вот здесь.
Доброе утро. Могу ли я вам прислать договор, который предложил интернат и постановление местной опеки? На какую почту?Елена, большое спасибо за ответ. Я выслала два документа на почту pravo@osoboedetstvo.ru
Закон не предусматривает обязанности назначать второго опекуна-адвоката на время конфликта интересов. Давайте разберемся с ситуацией. Во-первых, чьи интересы вошли в конфликт: детей и родителей или конфликт между родителями. В чем состоит конфликт интересов. В соответствии со статьей 64 Семейного кодекса РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. В этом случае речь идет о назначении представителя для представления интересов ребенка по конкретному вопросу. Но не о назначении опекуна.
Совместное заявление в установленном порядке подали? Официальный отказ получили?
Уважаемая Светлана, общение с сотрудником органа опеки должно начинаться с заявления – до заявления так никогда и не дойдет, если выслушивать устные отказы чиновника, который не знает законов или почему-то не хочет их исполнять. Заготовленное заявление лучше всего сразу иметь с собой. Обжаловать неправовые действия сотрудника отдела опеки (как и любого чиновника) можно только тогда, когда есть на руках копия поданного Вами письменного заявления с совершенно законными просьбами со штампом о принятии и письменный отказ на него. Обжаловать устные незаконные слова чиновника невозможно.
Посмотрите блоки Навигатора «Особое право» а разделе Как достичь эффективного сотрудничества на тему Соблюдение формальностей переписки и на тему Использование документов, кроме того, юрист Елена Заблоцкис ответила на сайте на Ваш вопрос.
Тогда орган опеки должен руководствоваться п.8 ч.1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и возложить представление интересов несовершеннолетнего на себя - орган опеки. Согласно указанному пункту: полномочием органов опеки и попечительства является представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Кроме того, я считаю, что в системном толковании закона, может применяться норма Семейного кодекса РФ, которую я ранее указывала, не только в отношении родителей, но и иных законных представителей - опекунов. То есть орган опеки вправе назначить выбранного им гражданина представителем интересов ребенка по конкретному вопросу, связанному с реализацией наследственных прав ребенка. Напишите в орган опеки заявление с просьбой либо назначить представителя интересов ребенка по конретному вопросу, связанному с реализацией наследственных прав ребенка, в соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ, либо самим представлять интересы ребенка по этому вопросу в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".