Свежая законодательная инициатива, к сожалению, не решает проблему распределенной опеки

Вопрос о распределенной опеке можно решить, разрешив опеку над человеком с инвалидностью обоим его родителям. Как сообщает Парламентская газета, об этом 7 июня 2022 года на круглом столе на тему «Особенные дети — заботимся вместе» заявила член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова. По ее словам, для этого нужно внести изменения в статью 10 «Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями» Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Инициативу сенаторов комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

«Мы ценим, что на вопросы опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и не полностью дееспособными гражданами обращают внимание в Совете Федерации.

Трудно комментировать, не видя текста предлагаемых изменений, поэтому пока хотелось бы ответить на прозвучавшее на  круглом столе. Действительно, есть проблемы с назначением одному подопечному нескольких опекунов или попечителей – органы опеки и попечительства отказывают в этом. На практике мы видим отказы в назначении обоих родителей опекунами их ребенка, признанного недееспособным, после исполнения ему 18 лет. 

Однако проблема не в нормах закона. Федеральный закон об опеке и попечительстве допускает назначение одному подопечному нескольких опекунов или попечителей в интересах подопечного. Каких-либо ограничений для этого, кроме как интересы подопечного, не установлено. Однако проблема есть в подзаконном акте – Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927. Именно здесь появилась норма, согласно которой назначение нескольких опекунов или попечителей возможно «в исключительных случаях». При этом не урегулировано, что это за случаи, нет каких-либо ориентиров для органов опеки и попечительства.

Жизненные ситуации недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан разнообразны. В заботу о них включаются оба родителя, родственники, друзья, которые подменяют основное заботящееся лицо или берут на себя вопросы получения подопечным медицинской помощи, его реабилитации, сопровождение подопечного в медицинских и реабилитационных организациях, на оздоровительный отдых, оформление льгот и социальных выплат, управление имуществом. Это снижает нагрузку на одного опекуна и создает «подушку безопасности» в случае, если необходима помощь. Отказ от исключительности ситуаций для назначения подопечному нескольких опекунов должен нормализовать практику.

В апреле прошлого года по инициативе члена Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председателя Правления Центра лечебной педагогики Анны Битовой были рассмотрены отдельные вопросы по опеке и попечительству совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Минтруд России по поручению Совета провел опрос регионов, рассмотрел предложения общественных экспертов. Результатом стал проект изменений в постановление Правительства РФ  (проект 01/01/05-22/00127702 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927").

В то же время поддерживаем идею того, что обязанности опекунов или попечителей могут распределяться в соответствии с соглашением опекунов или попечителей. Именно такой механизм предложен в законопроекте Совета Федерации, который в народе именуют «законопроект о распределенной опеке», – он принят в первом чтении Государственной Думой еще в 2016 году и с нетерпением ожидается семьями с гражданами с психическими расстройствами. Соглашение опекунов уже вошло в практику отдельных регионов.

Вместе с тем мы обеспокоены, что свежая законодательная инициатива преподносится как разрешение вопроса «распределенной опеки». Это крайне смущает. Новое предложение направлено на решение точечной проблемы – возможности назначения обоих родителей совершеннолетнего недееспособного гражданина его опекунами (или попечителями ограниченного в дееспособности гражданина). При этом, как указано ранее, для решения этой проблемы не требуется изменение закона, достаточны изменения в постановление Правительства. Кроме того, необоснованно ставится вопрос только в отношении родителей и игнорируется многообразие жизненных ситуаций. Особенно остро стоит вопрос, когда родители стареют, им самим требуется помощь, и дальше – когда они уходят из жизни.

В то же время законопроект о распределенной опеке, принятый Госдумой в первом чтении, призван допустить совместную опеку или попечительство над одним подопечным одновременно гражданами (опекунами или попечителями) и организациями (организацией сопровождаемого проживания, интернатом, церковной организацией, помогающей семьям с людьми с инвалидностью организациями), а в каких-то сложных ситуациях, когда нет опекуна или попечителя, – возможность исполнять обязанности опекуна или попечителя проживающего в интернате гражданина не интернатом (как безальтернативно установлено это сейчас), а другой организацией (церковной, помогающей инвалидам) и обеспечить исполнение этих обязанностей организацией, когда недееспособный гражданин желает и может проживать дома, но нет опекуна. Обращаем внимание, что в настоящее время исполнять обязанности опекуна или попечителя могут только интернаты и больницы, когда подопечные в них помещены под надзор. Другие организации в других ситуациях – когда подопечные в них не проживают не могут исполнять такие обязанности.

Другой проблемой, которую призван разрешить законопроект, является введение возможности распределять между опекунами или попечителями не только обязанности по уходу, как это предусмотрено сейчас, но и полномочия по представительству в разных сферах жизни. Поэтому в законопроекте о распределенной опеке особое внимание уделено механизмам этой самой распределенной опеки, в том числе соглашению опекунов или попечителей.

Важно понимать, что свежая законодательная инициатива не решает проблему распределенной опеки в том смысле, в котором она поставлена в законопроекте о распределенной опеке, принятом Госдумой в первом чтении».

Хорошо, что члены СФ (и многие обычные люди) увидели, в каком состоянии находится сфера опеки: даже родителям не позволяют равноправно участвовать в опеке над их взрослым недееспособным ребенком! Однако кардинальное решение проблемы, как подчеркнула юрист, лежит совсем в другой плоскости и тормозится до сих пор...

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии