Вопрос о распределенной опеке можно решить, разрешив опеку над человеком с инвалидностью обоим его родителям. Как сообщает Парламентская газета, об этом 7 июня 2022 года на круглом столе на тему «Особенные дети — заботимся вместе» заявила член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова. По ее словам, для этого нужно внести изменения в статью 10 «Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями» Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Инициативу сенаторов комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:
«Мы ценим, что на вопросы опеки и попечительства над совершеннолетними недееспособными и не полностью дееспособными гражданами обращают внимание в Совете Федерации.
Трудно комментировать, не видя текста предлагаемых изменений, поэтому пока хотелось бы ответить на прозвучавшее на круглом столе. Действительно, есть проблемы с назначением одному подопечному нескольких опекунов или попечителей – органы опеки и попечительства отказывают в этом. На практике мы видим отказы в назначении обоих родителей опекунами их ребенка, признанного недееспособным, после исполнения ему 18 лет.
Однако проблема не в нормах закона. Федеральный закон об опеке и попечительстве допускает назначение одному подопечному нескольких опекунов или попечителей в интересах подопечного. Каких-либо ограничений для этого, кроме как интересы подопечного, не установлено. Однако проблема есть в подзаконном акте – Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927. Именно здесь появилась норма, согласно которой назначение нескольких опекунов или попечителей возможно «в исключительных случаях». При этом не урегулировано, что это за случаи, нет каких-либо ориентиров для органов опеки и попечительства.
Жизненные ситуации недееспособных и ограниченных в дееспособности граждан разнообразны. В заботу о них включаются оба родителя, родственники, друзья, которые подменяют основное заботящееся лицо или берут на себя вопросы получения подопечным медицинской помощи, его реабилитации, сопровождение подопечного в медицинских и реабилитационных организациях, на оздоровительный отдых, оформление льгот и социальных выплат, управление имуществом. Это снижает нагрузку на одного опекуна и создает «подушку безопасности» в случае, если необходима помощь. Отказ от исключительности ситуаций для назначения подопечному нескольких опекунов должен нормализовать практику.
В апреле прошлого года по инициативе члена Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, председателя Правления Центра лечебной педагогики Анны Битовой были рассмотрены отдельные вопросы по опеке и попечительству совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан. Минтруд России по поручению Совета провел опрос регионов, рассмотрел предложения общественных экспертов. Результатом стал проект изменений в постановление Правительства РФ (проект 01/01/05-22/00127702 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. № 927").
В то же время поддерживаем идею того, что обязанности опекунов или попечителей могут распределяться в соответствии с соглашением опекунов или попечителей. Именно такой механизм предложен в законопроекте Совета Федерации, который в народе именуют «законопроект о распределенной опеке», – он принят в первом чтении Государственной Думой еще в 2016 году и с нетерпением ожидается семьями с гражданами с психическими расстройствами. Соглашение опекунов уже вошло в практику отдельных регионов.
Вместе с тем мы обеспокоены, что свежая законодательная инициатива преподносится как разрешение вопроса «распределенной опеки». Это крайне смущает. Новое предложение направлено на решение точечной проблемы – возможности назначения обоих родителей совершеннолетнего недееспособного гражданина его опекунами (или попечителями ограниченного в дееспособности гражданина). При этом, как указано ранее, для решения этой проблемы не требуется изменение закона, достаточны изменения в постановление Правительства. Кроме того, необоснованно ставится вопрос только в отношении родителей и игнорируется многообразие жизненных ситуаций. Особенно остро стоит вопрос, когда родители стареют, им самим требуется помощь, и дальше – когда они уходят из жизни.
В то же время законопроект о распределенной опеке, принятый Госдумой в первом чтении, призван допустить совместную опеку или попечительство над одним подопечным одновременно гражданами (опекунами или попечителями) и организациями (организацией сопровождаемого проживания, интернатом, церковной организацией, помогающей семьям с людьми с инвалидностью организациями), а в каких-то сложных ситуациях, когда нет опекуна или попечителя, – возможность исполнять обязанности опекуна или попечителя проживающего в интернате гражданина не интернатом (как безальтернативно установлено это сейчас), а другой организацией (церковной, помогающей инвалидам) и обеспечить исполнение этих обязанностей организацией, когда недееспособный гражданин желает и может проживать дома, но нет опекуна. Обращаем внимание, что в настоящее время исполнять обязанности опекуна или попечителя могут только интернаты и больницы, когда подопечные в них помещены под надзор. Другие организации в других ситуациях – когда подопечные в них не проживают – не могут исполнять такие обязанности.
Другой проблемой, которую призван разрешить законопроект, является введение возможности распределять между опекунами или попечителями не только обязанности по уходу, как это предусмотрено сейчас, но и полномочия по представительству в разных сферах жизни. Поэтому в законопроекте о распределенной опеке особое внимание уделено механизмам этой самой распределенной опеки, в том числе соглашению опекунов или попечителей.
Важно понимать, что свежая законодательная инициатива не решает проблему распределенной опеки в том смысле, в котором она поставлена в законопроекте о распределенной опеке, принятом Госдумой в первом чтении».
Хорошо, что члены СФ (и многие обычные люди) увидели, в каком состоянии находится сфера опеки: даже родителям не позволяют равноправно участвовать в опеке над их взрослым недееспособным ребенком! Однако кардинальное решение проблемы, как подчеркнула юрист, лежит совсем в другой плоскости и тормозится до сих пор...
Добавить комментарий