Уникальный Центр социальной адаптации и профессиональной подготовки московского Технологического колледжа №21 под угрозой!
Центр специализировался на профессиональном обучении лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, в том числе с аутизмом, и в течение последних 16 лет был модельным подразделением не только для Москвы, но и для всей России. Здесь учились профессиональным навыкам молодые люди, которые не могли обучаться по программам, разработанным для лиц с умственной отсталостью, из-за выраженных психоэмоциональных и поведенческих нарушений. В Центре были специально организованы условия для обучения значительно большему количеству профессий, чем обычно доступно для людей с инвалидностью.
В профессиональной среде Центр известен как уникальное образовательное учреждение для профессионального обучения очень сложного контингента молодых людей. К сожалению, после смерти предыдущего директора ТК №21 Н.Д. Раздобарова, который приложил огромные усилия для успешной реализации этого проекта, началась переориентация образовательного процесса на более легкий контингент – на молодых людей с легкой и умеренной умственной отсталостью без серьезных поведенческих проблем. В образовательных программах Центра больше не упоминаются обучающиеся с расстройствами аутистического спектра. Резко сокращено число педагогов, исчезла возможность индивидуального сопровождения обучающихся. Теперь молодым людям с аутизмом и тяжелыми ментальными нарушениями просто негде продолжать обучение после школы и обучаться профессии.
Ситуация существенно ухудшилась после принятия новых Методических рекомендаций по огранизации профессионального обучения лиц с умственной отсталостью летом 2022 года. Мы недавно писали о том, что эти рекомендации нарушают права людей с нарушениями развития и что Союз охраны психического здоровья направил письмо Министру просвещения РФ Сергею Кравцову с просьбой разобраться в ситуации.
Достойный жизненный путь для людей с нарушениями развития предполагает после школы профессиональное обучение, а потом поддерживаемое трудоустройство. Очень обидно, что прерывается работа по выстраиванию этого пути для людей с аутизмом и тяжелыми ментальными нарушениями, которая велась на протяжении 16 лет. Надеемся, что на уровне города удастся найти решение, которое позволит продолжить работу данного подразделения ТК №21 – обучать профессиональным навыкам молодых людей с тяжелыми ментальными нарушениями.
Комментарии
Уважаемая Natalya! К сожалению, Вы располагаете недостоверной информацией о ситуации в ЦСА и ПП колледжа. Образовательные программы и учебные планы для первого курса набора 2022 года (они выложены на сайте колледжа) уже даже не содержат упоминания об учащихся с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми и множественными нарушениями. Обучение по «новым программам» не решает задач, ради которых создавалось и работало это подразделение колледжа. Конечно, в колледже пытаются доучить по старым программам тех, кто поступал до 2021 года включительно, но потом планируют полностью переходить на контингент молодых людей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
Вы сами говорите о росте контингента! Действительно, возрастание числа молодых людей с РАС и ТМНР и потребности в их обучении говорят о нецелесообразности переориентации подразделения колледжа. Вы пишете, что администрация колледжа делает все, чтобы сохранить данное подразделение колледжа. Почему же при такой востребованности подразделения приходится его сохранять? От кого же исходит опасность? Реально мы видим, что группы укрупняются, контингент вырос, нагрузка на педагогов увеличивается, что снижает качество работы педагога. И это ведет к неизбежному вытеснению из колледжа ребят с РАС и тяжелыми нарушениями. И даже никакие новые туалеты не спасут ситуацию в этом случае.
И еще. Если Департамент образования и науки города Москвы уничтожает столь нужное городу подразделение, опираясь на Методические рекомендации (письмо от 8.9.2022 №05-1597), – которые, мы надеемся, будут скоро дезавуированы, – и выступает против обучения молодых людей с РАС и ТМНР, то действительно надо бить тревогу и помогать колледжу вернуться на путь, выбранный ранее.
В 2006 году впервые в ТК21 были открыты двери для столь сложного контингента учащихся. Это были двери в большой мир для сотен молодых людей с тяжелыми ментальными и сочетанными нарушениями. Реальные потребности города и рост соответствующего контингента ставят перед нами всеми общую задачу добиваться того, чтобы эти двери не закрылись.
Мы в течение 16 лет отстаивали право на профессиональное обучение молодых людей с РАС и ТМНР, приходилось доказывать, бороться, отстаивая свои позиции – это был непростой путь. Мы это делали вместе с Н.Д.Раздобаровым. И теперь, видимо, опять необходимо объединить усилия образовательной и общественных организаций (не только РБОО «Центр лечебной педагогики», но и РОО помощи детям с РАС «Контакт», Альянс "Ценность каждого" и др.) и добиваться реализации права на профессиональное обучение для молодых людей с РАС и ТМНР, как это было в предыдущие годы. Если самому колледжу сложно дать обратную связь в ДОНМ и рассказать о реальных потребностях города, то общественные организации, в том числе родительские сообщества, смогут донести эту проблему и выступить с соответствующими предложениями и требованиями. Поэтому обеспокоенность родителей и общественности ситуацией в ТК21 вполне закономерна и при правильной организации кампании в поддержку ЦСА и ПП в том виде, в каком он работал все предыдущие годы, проблема может быть успешно решена. Поэтому я призываю всех к сотрудничеству.