Отделение дневного пребывания для взрослых с ментальными нарушениями – как должна быть организована работа?

На сайт пришел вопрос от сотрудников регионального Комплексного центра социального обслуживания:

Обращаемся к вам за юридической помощью. Мы специалисты отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов одного из КЦСО. В нашем отделении сейчас 2 специалиста – культорганизатор и инструктор по труду – и заведующая (она работает с документами). Сейчас у нас работают художественная, швейная и гончарная мастерские.

С понедельника по пятницу у нас занимаются взрослые ментальные инвалиды, почти 20 человек. Занимаются они в разные дни, в соответствии с индивидуальной программой. Надо отметить, что ребята с различными тяжёлыми психическими заболеваниями – некоторые могут просто, сами по себе, вскакивать, кричать, особенно когда в одной мастерской одновременно находится более 3-4 человек. Со многими ребятами нужно заниматься индивидуально, так как даже ножницами не все умеют пользоваться. В штате нет клинического психолога (и мы не знаем, должен ли он быть). Нормативов мы также не знаем.

Основная наша работа:
- социально-бытовые нужды (внушительный список мелких дел: перемыть посуду за ребятами, полить цветы, проветривания, стирка полотенец/носим домой, подготовить и прибрать кухонную зону перед чаепитием и после, обработка скамеек и стульев септиком/есть несколько ребят с недержанием мочи, довести до туалета, налить чай, звонки родителям и решение конфликтных ситуаций и пр.);
- провести три занятия с утра, социализация ребят.
После занятий – прибираем рабочие места после работы с тканями, пластилином, клеем, бумагой, красками и прочими материалами. Готовим ребят к различным региональным и всероссийским конкурсам (рисунки, театрализации, рукоделие), конечно, даже просто сертификату за участие они безумно рады.

Мы с коллегой не жалуемся – мы бывшие педагоги, работали в школе и привыкли к постоянному авралу. Руководство ставит нас перед фактом, что мы в нашем отделении должны проводить оздоровительные танцы и занятия по компьютерной грамотности для пенсионеров. Постоянно добавляют нам ещё работы, говоря, что мы бездельники (надо сказать, что у нас ни минуты покоя, иногда даже в обед выполняем поручения руководства). При этом руководство говорит, что необходимо набирать «платников», иначе нашу зарплату придется урезать. Мы с коллегами в шоке – у нас и без того минимальная заработная плата.

Родители наших ребят постоянно с благодарностью отзываются о нашей работе, ценят нас и уважают. Мы очень любим и уважаем наших ребят, стараемся создать для них уют и интересную активную деятельность, но после общения с ними приходится долго восстанавливать психический ресурс. Поэтому психически и физически сложно целый день отдавать столько энергии, в две смены. Мы боимся просто «сгореть». Также много нужно времени, чтобы подготовить выкройки/шаблоны/заготовки к самим занятиям – многие сами не могут вырезать/расписать/приклеить и т.д. 

В связи с этим просим вас помочь нам найти ответы на следующие вопросы:
1) Какая нагрузка – норма законодательно должна быть для специалистов, в часах, в день на одного специалиста?
2) Законно ли делать ещё и вторую смену для танцев/ментальщиков?
3) Какое количество ребят в день может быть максимально, если им самим некомфортно находиться в мастерских, когда более 3 человек, и уделить внимание сразу всем непросто (они почти все не могут работать самостоятельно, нужно каждый шаг объяснять несколько раз и помогать?)
4) Должен ли быть в штате, хотя бы несколько раз в неделю, клинический психолог?


Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

«Как я поняла из письма, вы с коллегой работаете на должностях культорганизатора и инструктора по труду.

Отмечу, что для сферы социального обслуживания специфика работы на таких должностях в законодательстве не отражена. Должностные обязанности культорганизатора описаны только в сфере культуры, инструктора по труду – в сфере образования, в медицинских организациях описывается инструктор по трудотерапии.

В сфере социального обслуживания из федерального регулирования есть Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденные Приказом Минтруда России от 15.10.2015 № 725. Там определены типовые нормы нагрузки на социальных работников по разным видам социальных услуг и формам их предоставления, формулы по расчету штатной численности. Однако указанные методические рекомендации представляют интерес для определения нагрузки, когда необходимо понять, какое количество получателей социальных услуг установить для индивидуального обслуживания социальным работником.

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н, далее ЕДКС) культорганизатор разрабатывает и проводит игровые программы, конкурсы как самостоятельные виды досуга, так и в составе массовых театрализованных представлений. Для подготовки игровых программ разрабатывает сценарный план, привлекает при необходимости хореографов, концертмейстеров, творческие коллективы, отдельных солистов. Совместно с художником и другими специалистами разрабатывает эскизы и предметы реквизита. Совместно со звукорежиссером готовит фонограмму игровой программы.

В состав обязанностей входит и подготовка, и проведение мероприятий, что подразумевает выделение времени и на подготовку, а не только на их проведение. В состав обязанностей не входит уборка – то, что в письме Вы назвали бытовыми нуждами, но эти обязанности может включить работодатель, если принимаемый работник согласился (обязанности должны быть указаны в должностной инструкции).

В соответствии с ЕДКС, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н), инструктор по труду формирует у обучающихся, воспитанников трудовые умения и навыки, готовит их к практическому применению полученных знаний. Проводит с обучающимися, воспитанниками профориентационную работу, организует их общественно-полезный и производительный труд, участвует в предпрофильной подготовке подростков и организации профессионального обучения старшеклассников, расширяет знания обучающихся, воспитанников о труде и его видах, используя в профориентационной работе современные знания о труде, образовательных и производственных технологиях. Содействует формированию основных составляющих компетентности коммуникативной, информационной, правовой у обучающихся, воспитанников. Обеспечивает выполнение программы обучения. Принимает необходимые меры по оснащению мастерских оборудованием, техническими средствами, инструментами и материалами, отвечает за их сохранность и рациональное использование. Осуществляет текущий и профилактический ремонт оборудования и технических средств или организует его проведение. Обеспечивает выполнение обучающимися, воспитанниками требований охраны труда и пожарной безопасности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Оказывает при необходимости первую доврачебную помощь. Применяет навыки работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в организации и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи педагогическим работникам. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Для отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов комплексного центра социального обслуживания и центра социального обслуживания в Вашем регионе предусмотрено по 1 должности заведующего отделением, культорганизатора, инструктора по трудовой терапии, специалиста по социальной работе. Помимо центра социального обслуживания предусмотрены нормативы штатной численности отделений дневного пребывания Центра помощи совершеннолетним гражданам с ментальными нарушениями, то есть организации, специализирующейся на работе с людьми с психическими расстройствами. Для отделений дневного пребывания совершеннолетних граждан с ментальными нарушениями предусмотрены должности заведующего отделением, культорганизатора 1 штатная единица на 55 получателей услуг, инструктора по труду – 1 на 40 получателей услуг, специалиста по социальной работе – 1 на 10 получателей услуг, 2 психолога, а в отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста заведующий отделением, специалист по социальной работе –1 на 10 получателей услуг, 3 няни, 1,5 ставки инструктора по труду и 0,5 ставки психолога. 

Если обратиться к нормативам штатной численности в аналогичных организациях (в стационарных организациях социального обслуживания, в отделениях дневного пребывания психоневрологического диспансера), то нормативами предусматриваются, помимо упомянутых должностей, должности работников, которые оказывают индивидуальную помощь получателям услуг, чтобы они могли участвовать в предлагаемой им деятельности, например, ассистент по оказанию технической помощи, медсестра по уходу, социальный работник. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в вашем отделении не хватает специалиста по социальной работе. При этом не учитывается, что в отделении ведется работа с ментальными инвалидами, и целесообразно, чтобы в штате были психологи, как то предусмотрено нормативами штатной численности для Центров помощи совершеннолетним гражданам с ментальными нарушениями. Что касается ежедневной и еженедельной нагрузки, то каких-либо федеральных ориентиров я не нашла, за исключением упомянутых Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания. В рамках установленного рабочего времени нагрузка определяется работодателем. При этом, как ранее указала, время на подготовку мероприятий должно выделяться, поскольку обязанность по подготовке мероприятий прямо предусмотрена в ЕДКС.

Конечно, требует обсуждения вопрос о перечисленных Вами обязанностях: «внушительный список мелких дел: перемыть посуду за ребятами, полить цветы, проветривания, стирка полотенец/носим домой, подготовить и прибрать кухонную зону перед чаепитием и после, обработка скамеек и стульев септиком/есть несколько ребят с недержанием мочи, довести до туалета, налить чай». По-хорошему, ряд обязанностей может быть возложен на уборщицу, довести до туалета – это обязанность ассистента по оказанию технической помощи.

Решать поставленные вопросы на уровне работодателя, как правило, сложно. Может быть, есть профорган – можно обратиться в него. Можно обратиться в региональный орган социальной защиты с соответствующими вопросами и предложениями – например, в части введения в нормативы штатной численности дополнительных должностей».

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии