Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, когда родители помещают ребенка в учреждение, имеют ли они право тратить деньги ребенка? Кто контролирует расход детских денег, пока сам ребенок находится в учреждении на полном государственном обеспечении? Есть ли какие-либо рекомендации по этому поводу? Должны ли родители открывать номинальный счёт и сдавать отчёт опекуна ежегодно?
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:
Вы задали два вопроса, и они оба очень интересные и важные. При этом, к сожалению, прямого и однозначного ответа на них не существует. И связано это с тем, что они затрагивают очень серьезные и глубинные проблемы в нашей системе помощи детям и семьям.
Вы спрашиваете, могут ли родители тратить деньги ребенка (видимо, имеется в виду его пенсия и пособия) в тот период, когда они «помещают ребенка в учреждение»?
Прежде всего, если мы обратимся к действующему законодательству, то родители вообще не могут «поместить» ребенка в учреждение просто потому, что они этого хотят или им это удобно. Ребенок, согласно нашему законодательству, может пребывать в учреждении лишь в трех случаях.
Во-первых, если он остался без родительского попечения (ст. 121 СК РФ). То есть родители умерли, лишены родительских прав или ограничены в них, либо дело к этому идет (ребенок изъят из семьи в связи с непосредственной угрозой, родители отказались забрать его из медицинского учреждения, ребенок выявлен как безнадзорный и т.п.).
Понятно, что в этом случае органы опеки и попечительства (ООП) занимаются защитой интересов ребенка и его прав, а право расходовать деньги переходит к тому, на кого возложены обязанности опекунов (попечителей) – то есть на учреждение, куда помещен ребенок, если он не был помещен в семью.
Во-вторых, ребенок может оказаться в учреждении если его родители ВРЕМЕННО, ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ не могут исполнять родительские обязанности (ч.2 ст. 155.1 СК РФ). Какие это причины? Болезнь родителей, отсутствие у них жилья и средств к существованию, отсутствие надлежащих условий для жизни ребенка и т.п.
В этом случае между учреждением, ООП и родителем заключается трехстороннее соглашение (п.13 ППРФ № 481), в котором предусматривается, с одной стороны, участие родителей в воспитании и содержании ребенка (посещение ребенка, приобретение необходимых вещей, лекарств, ТСР, участие в решении вопросов медицинской помощи, образования и т.п.), а с другой стороны – те мероприятия, которые родители, учреждение, ООП, органы социальной защиты и другие предпринимают для того, чтобы устранить причины, из-за которых возникла эта «временная невозможность», и вернуть ребенка в семью. В этом случае родители сохраняют за собой контроль за денежными средствами ребенка, но такая ситуация может продолжаться только временно, несколько месяцев (согласно Методическим рекомендациям, направленным письмом Минпросвещения России от 28.05.2019 N ТС-1331/07, – не более трех месяцев). Срок может быть продлен – но не бесконечно. Если же причины, по которым родители не могут исполнять родительские обязанности, устранить не удается, то есть они оказываются не временными, а постоянными – это значит, что ребенок родительское попечение утратил, а значит, ребенок перемещается в первую категорию, а родители лишаются родительских прав или ограничиваются в них.
В-третьих, ребенок может временно оказаться в учреждении для получения образовательных, медицинских, социальных услуг (так же ч.2 ст. 155.1 СК РФ). Если мы говорим о ДДИ – значит, речь идет об услугах социальных или медико-социальных. В этом случае уполномоченный орган должен признать ребенка нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме (и составить ему ИППСУ) – в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ. Причем – на условиях круглосуточного постоянного пребывания. В этом случае родители тоже сохраняют контроль за средствами ребенка. Однако, согласно рекомендациям (приказ Минтруда № 500н, п.4.6), признавать несовершеннолетних нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме не рекомендуется, приоритет должен отдаваться надомному или полустационарному обслуживанию. В крайнем случае стационарное обслуживание возможно на условиях временного (например, курс реабилитации, или временное освобождение родителей от обязанностей по уходу – п.4.5 тех же рекомендаций), либо пятидневного (например, если из дома не удается организовать доставку в образовательное учреждение ежедневно) пребывания. Признание ребенка нуждающимся в стационарном обслуживании на условиях постоянного круглосуточного пребывания, по нашему мнению, это всегда чрезвычайный, экстраординарный случай, который должен быть на контроле у руководства региона. Например, если сам ребенок – инвалид, нуждающийся в уходе, и его родители также инвалиды, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Либо – ребенок нуждается в постоянных медицинских процедурах, которые невозможно организовать по месту жительства (то есть, подключен к аппаратам, по сути в паллиативном статусе).
Естественно, возникает вопрос. Если законодатель именно таким способом урегулировал этот вопрос, то откуда же у нас в учреждениях оказываются дети, причем не такие уж и «тяжелые», которые пребывают там ГОДАМИ, однако продолжают числиться за родителями, которые сохраняют контроль над их имуществом, фактически не участвуя в их жизни ни материальным, ни каким-либо иным способом?
К сожалению, действительно сложилась подобная порочная практика. Дело в том, что вести с семьями работу, направленную на преодоление их тяжелых жизненных обстоятельств, – непросто. Точно так же совсем непросто организовать социальное обслуживание на дому (приходящих соцработников, специалистов по уходу) и в полустационарной форме (центры дневного пребывания, различные реабилитационные занятия) для семей с детьми-инвалидами. Трудно организовать получение такими детьми образования по месту жительства, с учетом их особых потребностей. Гораздо проще – поместить ребенка в учреждение и закрыть глаза на то, что трехстороннее соглашение отсутствует (или не содержит никаких определенных требований к родителям и сроков, никак не исполняется), что оснований признавать ребенка нуждающимся в стационарном обслуживании нет, что родители полностью уклонились от участия в жизни ребенка (а это происходит практически неизбежно, если детско-родительская связь разрывается пребыванием ребенка в учреждении).
Посещая такие организации, мы не раз видели, что родители даже не расписываются в договорах о предоставлении социальных услуг, вместо них это делают соцработники. То есть даже такое минимальное участие в жизни ребенка как расписаться в договоре и акте – и то родители с себя скидывают, зато берут на себя сотрудники учреждения.
Печальную роль играет также и система рейтингов регионов, согласно которой дети, чьи родители лишены прав, «портят» статистику, а вот дети, безосновательно разделенные с родителями и пребывающие в учреждении, зато «родительские» – никак на рейтинге региона не сказываются. Такая практика противоречит не только закону, она нарушает и права самих детей. Причем не только тем, о чем Вы пишете – что их средства расходуются или могут расходоваться их родителями не в их интересах.
Другое даже более важно. Такие дети лишены родной семьи – и при этом лишены и шанса попасть в приемную семью или под опеку, поскольку оснований заниматься их семейным устройством нет. Кроме того, по достижении 18 лет такие дети крайне редко возвращаются в кровную семью (поскольку отношения с родителями разрушены) и при этом не имеют права на получение жилья, как дети, оставшиеся без попечения. А значит, практически гарантированно обречены жить до конца дней в социальных учреждениях, даже если и способны по своему состоянию проживать самостоятельно или с небольшой поддержкой.
Что можно порекомендовать в этой связи учреждениям для детей, ДДИ? Мне кажется, они должны ясно сигнализировать в органы опеки о ситуациях, когда родители отказались от попечения за своими детьми, находящимися в учреждении, и выходить в суды с заявлениями об ограничении и лишении родительских прав таких родителей. Учреждения также должны добиваться, чтобы в трехсторонних соглашениях имелись конкретные и исполнимые обязанности для родителей, и настаивать на их соблюдении, вести с семьями работу, направленную на возвращение детей в семьи.
Что касается органов социальной защиты населения, то они должны развивать надомную и полустационарную (в первую очередь – центры дневного пребывания) помощь для семей с детьми-инвалидами. А кроме того – ввести в практику помещение детей в учреждение временно, для освобождения родителей от ухода за ними («передышка», «отпуск для родителей»). Сейчас во многих регионах поместить ребенка в учреждение навсегда проще, чем на 2-3 недели. Если такая работа будет вестись, то число родительских детей в учреждениях само собой будет снижаться. Особенно если органы управления образованием смогут организовать дошкольное и школьное образование по адаптированным программам по месту жительства ребенка-инвалида.
Если же даже ребенок временно помещается в учреждение по уважительной причине («ситуация 2»), то необходимо достигать с родителями договоренности о том, что деньги ребенка будут расходоваться только на его нужды или сохраняться неприкосновенными. В противном случае, если ребенок находится в учреждении, а его пенсия родителями «проедается» – целесообразно сигнализировать в органы опеки о «злоупотреблении родительскими правами» (статья 56 СК РФ).
Резюмируя вышеизложенное: задача учреждений для детей, как и вообще органов соцзащиты, образования и ООП не в том, чтобы поставить под контроль деньги детей, а в том, чтобы минимизировать случаи необоснованного нахождения родительских детей в учреждениях, а также случаи «маскировки» отсутствия родительского попечения несуществующими «уважительными причинами» и ненужными «социальными услугами».
Что касается второго Вашего вопроса, о номинальных счетах.
Действительно, по буквальному смыслу ст. 37 ГК РФ в совокупности со ст. 60 СК РФ, родители обязаны открывать номинальные счета для зачисления пенсий, пособий (кстати – и алиментов!), выплачиваемых на содержание их детей. Однако никакого отчета о расходовании средств детей с номинального или с любого другого счета родители никуда представлять не обязаны, такая обязанность существует только для опекунов (попечителей), но не кровных родителей (ст. 25 Закона «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ).
При этом следует иметь в виду две вещи.
В отношении опекунов (попечителей) ООП осуществляют контроль за расходованием средств подопечных, в том числе и с номинального счета, а также имеют право давать обязательные указания по имущественным вопросам (ст.ст. 19, 25 Закона 48-ФЗ). Неисполнение таких указаний, а равно неспособность отчитаться по средствам детей, приведет к постановке вопроса о ненадлежащем исполнении опекунами (попечителями) своих обязанностей с соответствующими последствиями (п.5 ст. 29 Закона 48-ФЗ).
В отношении же родителей никто, ни ООП, ни ПФР, ни соцзащита не обладают правом требовать и возможностью принудить открыть номинальный счет. Конечно, если кровный родитель ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, то это может повлечь вмешательство соответствующих органов, но просто самого факта неоткрытия номинального счета тут недостаточно.
Поэтому, хотя формально обязанность по открытию номинального счета для кровных родителей и существует, но реально для кровных родителей номинальный счет – это просто удобный инструмент (например, для защиты средств детей от обращения взыскания по долгам родителей), которым они могут как пользоваться, так и не пользоваться, если они этого не хотят или если им это неудобно.
Добавить комментарий