Об альтернативной и дополнительной коммуникации в образовании детей с ТМНР

Выступление председателя Правления Центра лечебной педагогики Анны Битовой на круглом столе «Актуальные проблемы образования детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития» 3 февраля 2022 года:

Я считаю, что ситуация с альтернативной и дополнительной коммуникацией – практически центральный момент в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями, потому что, если не решить этот вопрос, то мы никуда не сдвинемся.

В чем я вижу проблему? Например, когда ребенок переходит из одной школы в другую, и в одной школе используют коммуникацию, а в другой нет. Или в одном, например, учреждении социальной защиты, в интернате, используют один способ коммуникации, а при переходе в другое учреждение ребенок видит там другой способ коммуникации. В результате ребенок остается без возможности найти хоть что-то общее со всеми остальными.

Это вопрос федерального уровня! Мы должны добиться того, чтобы на федеральном уровне это было принято как обязательное. Человек попадает в школу и оказывается без средств коммуникации – но на сегодня эта несчастная АДК не вставлена ни в какое законодательство!

Мы должны говорить не только про альтернативную и дополнительную коммуникацию, но и про ясный язык, который должен помогать людям с нарушениями интеллекта, людям с ограничениями в проблемах чтения и речи ориентироваться, понимать что происходит. В моем представлении будущее альтернативной и дополнительной коммуникации выглядит примерно так, как сейчас выглядит ситуация с русским жестовым языком: если к нотариусу приходит неслышащий человек, нотариус обязан вызвать переводчика русского жестового языка. Должны появиться переводчики на альтернативные и дополнительные языки. Должен быть принят какой-то стандарт этого дополнительного языка, чтобы это стало общеупотребимым и обязательным.

Если говорить про правовые основы, то это и Конвенция о правах инвалидов, и Европейская социальная хартия, и недавно принятая Концепция реабилитации и абилитации.

Посмотрим, в каком законодательстве еще есть АДК. Это есть в Правилах организации деятельности учреждений социального обслуживания. То есть, по идее, во всех интернатах должна быть альтернативная дополнительная коммуникация. Мы видим АДК в единичных учреждениях, и при этом она совершенно не стандартизирована. АДК вошла в Федеральный закон «Об образовании» – мы должны обеспечить использование технических средств обучения. АДК вошла в Государственные образовательные стандарты. То есть она как бы везде есть. А когда ты приходишь в учреждение, то по факту ее нет.

Необходимо включить в законопроект об абилитации и реабилитации понятие альтернативной и дополнительной коммуникации. Надеемся, что по результатам сегодняшнего мероприятия мы можем обратиться в Минтруд с просьбой внести АДК в законодательство и в остальные дополнительные акты. Для этого нужна видимая рабочая группа по установлению общих требований использования АДК: чтобы мы видели, что у нас не много-много альтернативных и дополнительных языков, а есть один общепринятый от Москвы до самых до окраин. Должно быть обучение специалистов по их использованию. Должно быть расширение списков ТСР – родители страшно мучаются из-за отсутствия коммуникаторов, это дорого. Должно быть дублирование всех надписей не только на Брайле, но и на «картинных» языках. И должно быть включение АДК в программу «Доступная среда».

Презентацию к выступлению Анны Львовны можно скачать здесь

Категория:

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии