Онлайн-телемост Москва – Ярославль «Внутри сектора: о партнерстве начистоту» 21 сентября 2021 г. провели Центр «Благосфера» вместе с Благотворительным собранием «Все вместе» и Ресурсным центром поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив Ярославля. Публикуем несколько высказываний участвовавшего в телемосте юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора:
О смысле и направленности партнерства между НКО:
Не имеет смысла партнерство ради партнерства. Партнерство начинается с вопросов «Зачем?», «Куда оно направлено?». Например, из опыта наших организаций я могу сказать, что для так называемых помогающих НКО очень большая угроза – замкнуться в себе и в какой-то одной сложившейся модели отношений (с государством, с бизнесом, с получателями помощи и т.д.) и перестать видеть более широкий контекст. И в этом случае партнерство с другими организациями в той же сфере позволяет внезапно взглянуть на многие процессы и явления с другой стороны, выйти из своей собственной скорлупы. Поэтому наши организации, которые занимаются помощью детям и взрослым с ментальными нарушениями, около года назад объединились в такой партнерский альянс – «Ценность каждого», в котором сейчас свыше 40 организаций из более чем 20 регионов России. И это нам очень помогает.
Об эффективности межрегионального партнерства между НКО:
Очень рад увидеть членов нашего Альянса с другой стороны телемоста. Действительно, из Ярославля правильно сказали, что мы, крупные московские организации, как-то вроде ближе к органам власти и, казалось бы, можем привносить свою повестку. Но если мы действуем только со своей стороны, то это выглядит как какая-то частная история. Увидеть более широкий охват нам помогают наши партнеры из регионов. Например, возник вопрос с доступом людей в психоневрологические интернаты в период пандемии. Мы опросили регионы, узнали, в каких регионах какая практика, и после этого мы можем формулировать общую постановку вопроса, общий подход, с которыми уже можно выходить на органы власти, на общественность, на СМИ. Или, например, вопросы обеспечения рабочими местами людей с ментальной инвалидностью: мы взяли ситуацию в регионах – где хорошо, где плохо, где прогресс, где провал, формулируем общую повестку – общий подход, федеральный. Да, мы в Москве, нам здесь легче донести. Но мы бы не могли это сделать, если бы мы не знали ситуацию в регионах, а ситуацию в регионах мы знаем от наших партнеров. Поэтому такой отраслевой лоббизм в НКО, конечно, невозможен без межрегионального партнерства – от каждой конкретной организации, в том числе и московской, можно отмахнуться, сказать: «Вы смотрите в частную точку». А если выступает альянс, то так отмахнуться уже нельзя, и это работает.
О принципах и рисках партнерства НКО:
Если пользоваться аналогией с брачным договором, то, конечно, еще ни одну семью такой договор не сохранил, но, тем не менее, фиксация каких-то договоренностей «на берегу» очень важна, чтобы потом не возникало непонимания, что мы о чем-то не договорились. Все эти репутационные риски и последствия наступают именно в тот момент, когда мы не договорились «на берегу». Вот, например, когда мы формировали наш Альянс, мы сразу договорились о некоторых принципах. Например, о том, что мы объединяем организации, которые занимаются профессиональной помощью (а не просто помогают людям своей любовью и заботой). Что мы не принимаем организации, которые основываются на принципах медицинского нигилизма. Есть же такие НКО, которые говорят «Вся медицина зло, лекарства не нужны» и так далее, – они занимаются своим делом и как-то его по-своему видят. Мы их уважаем, но в партнеры не берем. Почему? Потому что репутационные риски могут в таких случаях «выстрелить». Поэтому у нас существует определенная хартия партнерства, и вступающие организации мы проверяем на соответствие определенным критериям. Не потому, что это имеет какое-то юридическое значение, не потому, что это какой-то юридический договор, а потому, что мы с ними договорились на берегу о тех принципах, на которых мы все стоим. Этим мы страхуем себя от дальнейших рисков, репутационных в том числе, а также от риска неожиданно проявившегося взаимонепонимания.
О встречном движении НКО:
Это не с нашей организацией случилось, но с дружественными. Я присутствовал на общем мероприятии, и мне показался интересным обмен опытом, когда две организации со сходными задачами внезапно выяснили, что они движутся навстречу друг другу. Одна организация – изначально медицинская, хоспис, которая изначально была очень медицински ориентирована в отношении своих клиентов и рассматривала их как медицинские объекты (с температурой, с давлением, с показателями сатурации и так далее). А потом в период пандемии они взяли группу этих ребят вывели на квартиры и на квартирах стали их обслуживать и внезапно поняли, что медицина –не так уж и важна, что более важны социализация, общение, развитие, какое-то времяпрепровождение. И начали говорить: «Вот, мы от медицинской модели отношения к нашим получателям услуг стали двигаться в сторону социального их восприятия и социальной их интеграции». И тут вскочил представитель другой организации и сказал: «Вы знаете, а мы всегда помогали людям в интернатах, и у нас всегда было социальное восприятие. Мы всегда занимались тем, что надо гулять, общаться, развиваться, знакомиться, дружить, любить, и это самое главное (а вовсе не медицина). А потом мы группу тяжелых ребят взяли из интерната на квартиры, стали их развивать, и внезапно поняли, что надо следить за давлением, за температурой, за приемом лекарств... И стали двигаться от социальной модели в сторону медицинского восприятия». Получилось, что эти две организации в сходных ситуациях стали в своем восприятии своих получателей услуг двигаться навстречу друг другу. И они сказали: «Нам надо сейчас очень тщательно это проговаривать, чтобы где-то на разумной середине сойтись». Они нашли друг друга и начали партнерство в таком неожиданном контексте – такое интересное партнерство, когда есть встречное движение и нужно вовремя друг друга остановить.
О партнерстве НКО с разными целевыми аудиториями:
Меня заинтересовал вопрос о партнерстве НКО с разными целевыми аудиториями, которые неожиданно находят для себя пересечения, как, например, поиск особых детей и поиск детей. У нас была похожая ситуация, когда мы в рамках одного проекта начали сотрудничать с организациями, помогающими бездомным. И выяснилось, что многие лица с ментальными нарушениями – бездомные, и многие бездомные – лица с ментальными нарушениями, и здесь у нас есть пересечение. Я подумал, что надо искать такие вещи. Например, многие лица с ментальными нарушениями не работники, а мы хотим, чтобы они были работники. А вот тут сидит представитель профсоюзов, и, может быть, мы здесь можем найти какое-то неожиданное партнерство. Надо искать партнеров среди организаций, обслуживающих другие целевые группы, потому что вы можете найти неожиданные и полезные пересечения.
Полную видеозапись трансляции телемоста можно посмотреть здесь.
Добавить комментарий