Медицинское обслуживание жителей российских психоневрологических интернатов, интернатов для детей с нарушениями развития и домов ребенка может быть передано в обычные поликлиники и больницы – как сообщает портал Милосердие.ru, это предложение будет рассмотрено Минздравом, Минтрудом и Минпросом до 31 октября по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой, отданному по итогам заседания Попечительского совета при правительстве в конце июня 2021 г. Мнения экспертов из НКО разделились.
По мнению юриста правовой группы Центра лечебной педагогики Павла Кантора, вопрос оказания медицинской помощи гражданам, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, чрезвычайно острый По его словам, сейчас ситуация выглядит следующим образом:
«1) Базовая медицинская помощь в большинстве социальных стационаров оказывается врачами-специалистами, являющимися сотрудниками этих же стационаров.
2) Социальные стационары не получают никакого специального финансирования на оказание медицинской помощи, поэтому оплата услуг этих врачей-специалистов фактически осуществляется из средств, выделяемых на оказание социальных услуг (то есть за счет бытовых условий, психологической помощи, развивающих мероприятий и прочего).
3) Эти врачи-специалисты находятся в прямом подчинении руководителей таких организаций и выполняют их указания. А руководители — заинтересованы в том, чтобы проживающие как можно реже госпитализировались, чтобы не закупались различные медицинские препараты и изделия медицинского назначения (опять же по причине отсутствия специального финансирования таких затрат).
4) Эти врачи недостаточно повышают свой профессиональный уровень, они находятся вне контроля со стороны органов здравоохранения и медицинских страховых компаний.
5) При этом, даже если предпринимается попытка получить помощь в поликлиниках или больницах для обычных людей, — это встречает сопротивление со стороны системы здравоохранения: «Зачем вы привели к нам этого человека из психоневрологического интерната, дома престарелых или детского дома? Там свои врачи есть, пускай они и лечат».
В результате — качество медицинской помощи для проживающих в стационарных организациях низкое, той необходимой помощи, на которую вправе рассчитывать любой гражданин в рамках ОМС, проживающие в стационарных организациях не получают. Чрезвычайно велик вес вторичных и третичных осложнений, когда не пролеченные в свое время заболевания приводят к долгосрочным и неустранимым последствиям.
При этом все эти граждане застрахованы в системе ОМС, и учитываются при определении объемов финансирования медицинской помощи в регионе. Но фактически эти средства ОМС до них не доходят. Это стало основанием для поручения изучить возможности «уравнивания» проживающих в стационарных организациях со всеми остальными гражданами, и их лечения в тех же самых медицинских организациях и теми же самыми специалистами, которые лечат «обычных» граждан.
При этом задача может решаться разными способам. В одних случаях проживающие в стационарных организациях могут прикрепиться к поликлиникам и больницам, обслуживающим данную территорию (и, разумеется, это должно сопровождаться различными организационными мероприятиями, в виде укрепления кадровой и материальной базы таких медицинских организаций, дополнительной подготовки врачей к работе с такими необычными пациентами).
В других случаях, если в организации социального обслуживания имеется сильная медицинская служба (такое бывает), это медицинское подразделение может быть выведено из подчинения директору и передано в ведение соответствующих органов здравоохранения, с включением в систему финансирования по линии ОМС и контроля стандартов оказания медицинской помощи.
В каких-то случаях, возможно, сохранение медицинской службы внутри организации социального обслуживания будет предпочтительным. Меньше всего предполагается, что «вывод медицины из интернатов» должен проводиться в режиме аврала, «компанейщины», путем бездумного механического сокращения ставок медработников в социальных организациях и «навешивания» проживающих в виде дополнительного груза на существующие медицинские организации общего профиля без какой-либо дополнительной поддержки.
Во исполнение поручения Совета регионы отчитаются о возможности и последствиях таких мероприятий, по итогам и будет принято окончательное решение о том, каким образом должна быть организована медицинская помощь проживающим в интернатах и детских домах.
Сравнение ситуации с положением в образовательных организациях некорректно. В любом случае обучающийся в образовательной организации получает основную медицинскую помощь не в образовательной организации, а в обычных медицинских организациях. Врач или медсестра, состоящий в штате образовательной организации, оказывает только дополнительную или экстренную помощь.
Можно спорить о том, правильным или неправильным был вывод медицины из образования, но в любом случае никогда не было такой ситуации, чтобы медработник образовательной организации был бы ЕДИНСТВЕННЫМ доступным или основным вариантом получения медицинской помощи для обучающегося. Подобное вряд ли показалась бы кому-либо нормальным. А между тем именно так обстоят дела сейчас для человека, проживающего в стационарной организации социального обслуживания. Я считаю, что поручение Совета по вопросам попечительства является верным шагом в направлении нормализации жизни проживающих в интернатах и других подобных организациях».
Комментарии
Совершенно верно! И Пслихиатров тоже по ПНД разогнать. Меньше самоуправства будет.