Здравствуйте. Вопросы возможно слишком специализированные, но спросить очень хочется.
1. В чем принципиальное отличие образовательных программ 6.4 и 9.2 для особых детей?
2. Что является наиважнейшим основанием, чтоб ребенку с ДЦП (с сопутствующим нарушением зрения) назначить программу 9.2, а не 6.4?
3. Могут ли быть какие-то последствия принятия программы 9.2 при ДЦП: ограничение в правах; для оформления ИПР в МСЭ; отсутствие условий, необходимых для обучения при НОДА и тд? Моему сыну 7лет: ДЦП – основной диагноз (причина: неонатальное органическое поражение мозга в результате кровоизлияния). Сопутствующие: частичная атрофия зрительного нерва, зрение только периферическое. Прошли ПМПК, нам назначили программу 9.2 (профильная при умственной отсталости), хотя, как мне казалось, должны были бы 6.4 (профильная для детей с поражением ОДА с учётом ТМНР и интеллектуальными нарушениями). До ПМПК изучала положение ПМПК региона и закон об образовании в РФ, материалы на вашем сайте, ФГОС для детей с ОВЗ (к которым, к слову, не относятся программы 9.1 и 9.2 – т.к. дети с УО это особая категория, такая же как категория ОВЗ. Т.е. моего ребенка с ОВЗ в рамках образования отнесли не к категории ОВЗ, а к категории детей с УО, если я правильно понимаю). При этом сотрудники ПМПК мне сказали, что при ТМНР СЕЙЧАС назначают только 9.2. Вот теперь и думаем, почему не 6.4 и бежать ли ратовать за изменение 9.2 или это решение "манна небесная" и идти смело по пути, предопределенному ПМПК...
Комментарии
Марина, здравствуйте! На Ваш вопрос отвечает юрист правовой группы ЦЛП Павел Кантор:
1. Если под программой "9.2" вы имеете в виду 1599.2, то есть АООП для обучающихся с умственной отсталостью, второй вариант, то принципиальная разница в том, что программа 6.4 – для начальной школы, а 9.2. – на всю школу. Кроме того, есть различие в наборе курсов, входящих в коррекционный блок программы. Для 9.2. это "Сенсорное развитие", "Предметно-практические действия", "Двигательное развитие", "Альтернативная коммуникация", "Коррекционно-развивающие занятия". Для 6.4. это "Психомоторика и развитие деятельности", "Двигательная коррекция" и еще два курса по выбору организации, например "Речевая практика", "Основы коммуникации". Но с учетом того, что оба варианта предполагают разработку СИПР, то есть специальной индивидуальной программы развития, на практике разницы может не быть никакой, поскольку и тот, и другой вариант допускается в очень широких рамках подстраивать под ребенка.
2. Такого нет. В принципе, если имеются и двигательные нарушения, и умственная отсталость, ПМПК может назначить и один, и другой вариант, это допускается. Настаивать на варианте 9.2. можно, если двигательных нарушений нет, или они совсем незначительны.
3. Нет, обучение по программе 9.2. не влечет за собой никаких конкретных последствий для содержания ИПРА, вроде списка ТСР и т.п.
Честно говоря, мотивы назначения той или иной программы могут быть связаны, например, с формированием классов имеющимися в регионе образовательными организациями и их профилем. На практике предсказать, какая школа или какая программа окажется лучше, в таком случае сложно. Не думаю, что в рамках одного варианта для Вас окажутся доступны те сервисы и виды помощи, которых нет в рамках другого. В реальности школа в обоих случаях будет искать баланс между потребностями ребенка, Вашими пожеланиями и своими возможностями. Какой-то причины добиваться именно одного варианта перед другим из принципа я не вижу. Может быть такое, что, например, есть хорошая школа для опорников, но туда берут только с вариантом 6.4, а не берут детей с ТМНР и программой для УО. Если нет таких соображений, я бы рекомендовал начать обучение по той программе, которую назначили – и смотреть, что получается.